Почему либералы яростно кричат о якобы возрождении в нашей стране сталинизма
Поводом для бурной дискуссии стала установка в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) мемориальной доски о том, что в этом здании в 1924 году выступал Сталин. Речь идет о мраморной доске с золотым тиснением и надписью о том, что здесь выступал в июне 1924 года после XIII съезда РКП И.В. Сталин. Эта доска сама по себе – памятник новейшей российской истории. Впервые она появилась в здании на Садовой-Кудринской в 1949 году. После осуждения культа личности на XX съезде КПСС мемориальный знак сняли. Но, как выяснилось, не уничтожили. Доска хранилась где-то в подвале и вот снова появилась на прежнем месте…
Но что тут началось! Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник демонстративно объявил, что выходит из числа профессоров МГЮА. Объявили бойкот МГЮА сотрудники Высшей школы экономики, а другой известный адвокат Михаил Барщевский тоже заявил, что теперь и он в Академию – ни ногой. Петиции протеста посыпались со стороны либеральных партий, а СМИ запестрели статьями о будто бы начале «возрождения в России сталинизма» и т.д. и т.п. Снова началась бурная дискуссия о роли и месте Сталина в нашей истории.
В МГЮА, со своей стороны, разъяснили, что доску установили согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». В Академии подчеркнули, что этот документ действует до сих пор и «прямо предписывает» обозначение зала как памятника культуры местного значения, подлежащего охране. Среди студентов МГЮА уже создана инициативная группа, которая проведет акцию в стенах ВУЗа, если давление на руководство учебного заведения усилится. Студенты распространили петицию, в которой отмечают, что либеральная общественность в лице «Эха Москвы» и других субъектов «устроили травлю вуза, оскорбляют юристов, создают из США петицию с попыткой повлиять на руководство Академии… А ведь доска всего лишь фиксирует исторический факт, никого не превознося и не восхваляя».
Личность Сталина студенты МГЮА оценивают с разных сторон и отмечают, что либерально настроенные граждане пытаются навязать людям свою точку зрения, прибегая к исторической цензуре.
Студенты считают такой подход недопустимым. Поводом к созданию петиции за сохранение памятной доски послужила другая петиция за демонтаж этой таблички. Петиция за демонтаж была создана неизвестным ВУЗу лицом, местонахождение которого идентифицируется в США.
А один из студентов так написал в интернете: «Второй день подряд наблюдаю за «скандалом», который растягивается вокруг МГЮА, где недавно повесили мемориальную доску Сталину. Высказались по этому поводу все, кто только смог, а преподаватели одной из кафедр Вышки даже отказалась от сотрудничества с МГЮА. Особенно странно наблюдать эту истерику в университетах, где как раз и должен обитать один из самых высокоинтеллектуальных слоев общества. Для адекватного студента, аспиранта или преподавателя мемориальная доска Сталину никогда не станет объектом поклонения просто оттого, что она висит на здании университета. Для разумного человека мемориальная доска, памятник – это повод задуматься, а не преклоняться. Порой памятники ставят героям, а порой они увековечивают память о злодеях. Проблема только в том, что злодеяния забывать не стоит, ошибки нужно запоминать, чтобы они больше не повторялись. В той же Вышке, кстати, на Шаболовке стоит памятник Дзержинскому и я с первого курса воспринимал его в первую очередь, как некую иронию. В корпусе самого «либерального» университета стоит памятник одному из самых страшных палачей, и никого никогда это не смущало. Пусть уж лучше табличка висит, если того хочет администрация, а выводы студенты и преподаватели сделают сами».
Тысячи памятников Ленину
Попробуем разобраться в причинах неожиданной шумихи вокруг доски в МГЮА.
Ведь либералов нисколько не возмущает, например, такой факт, что до сих пор во многих наших городах стоят сотни памятников (только в одном Петербурге их около 70) и буквально тысячи мемориальных досок, посвященных другому лидеру большевиков Владимиру Ульянову-Ленину.
Не смущает их и то, что в Москве этот деятель, который по части террора и массовому уничтожению людей от Сталина мало чем отличался, до сих пор лежит в Мавзолее на Красной площади, где ежегодно коммунисты возлагают цветы. Не смущают их и столичная станция метро, носящая имя убийцы царской семьи Войкова. Не протестуют они по поводу проспекта в Петербурге, который все еще носит имя венгерского коммуниста Белы Куна, кровавого палача, руководителя массовых расстрелов в Крыму солдат и офицеров Белой армии.
Не удивляет либералов, что и в возлюбленной ими «цивилизованной и демократической» Европе – во Франции, например, памятники Наполеону Бонапарту стоят чуть не в каждом французском городе. Притом, что по воспоминаниям современников, он был настоящим тираном, и на его счету немало загубленных невинных жизней. За пятнадцать лет, с 1800 по 1815 год, в Наполеоновских войнах погибло 1,2 млн французов, т.е. 4 процента тогдашнего населения Франции. Не говоря уже о том, что натворила наполеоновская орда в России. Но, несмотря на все эти обстоятельства, французы, почему-то, считают необходимым увековечить память императора Наполеона.
Не смущают доморощенных либералов и памятники Оливеру Кромвелю в другом «оплоте демократии» – Лондоне, который стоит в самом центре. А ведь сами англичане называли его «кровавым тираном». Он буквально залил страну кровью, в Ирландии уничтожил треть населения, а многих продал в рабство. А когда злодей умер, англичане не стали строить ему мавзолей, а выкопали из могилы его тело, повесили и четвертовали, а потом выставили отрезанную голову на всеобщее обозрение. Так она простояла целых 25 лет, пока не пропала. Но вот памятник «кровавому тирану» в центре Лондона стоит и сегодня…
Судить по делам их
Во время теледискуссии в программе Владимира Соловьева «Поединок» известный журналист Виталий Третьяков пояснил, что никто не отрицает и не забывает о страшных преступлениях, которые совершил Сталин, но при этом нельзя забывать о том, что он – неотъемлемая часть нашей сложной и трагической истории. Именно Иосиф Сталин был Верховным главнокомандующим, когда наша страна сумела разгромить самого страшного врага всего человечества – фашизм.
О правителях, сказал В. Третьяков, судят по итогам их правления, а именно Сталину удалось восстановить страну в тех границах и вернуть те территории, которые были утрачены в результате революции, создать мощную индустрию, обеспечить грозный ядерный щит, который надежно защищает нашу страну до сих пор, и сделать СССР великой сверхдержавой.
И это при том, что Сталин получил власть, когда Россия уже была разрушена и обескровлена кровавой Гражданской войной, а репрессии и массовое истребление людей начали Ленин и Троцкий, и миллионы погибли еще задолго до 37-го года. Речь при этом отнюдь не идет о каком-то «возрождении сталинизма» – в России сегодня это просто невозможно – а о необходимости видеть нашу историю такой, какой она была, ничего не приукрашивая, но и ничего не забывая.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя установку мемориальной доски Сталину в Московской государственной юридической академии, сказал: «Президент неоднократно говорил, что это часть нашей истории, через которую прошла наша страна, и история должна восприниматься максимально адекватно».
Они хотят захватить власть
Поэтому ясно, что главная причина поднятой либералами яростной шумихи вокруг «доски» совсем в другом – не в спорах об истории и даже не об отношении к Сталину, а в приближающихся выборах президента. Нет, вовсе не история заботит либеральную оппозицию, а просто дискуссия вокруг роли Сталина в судьбах нашей страны служит для нее еще одним поводом для новых яростных нападок на нынешнюю власть, обвинений ее в будто бы попытках «возрождения сталинизма», и под этим предлогом к нагнетанию призывов к ее свержению.
Так, во время уже упомянутой дискуссии в программе Владимира Соловьева «Поединок» оппонент Третьякова – лидер партии «Правые силы» Леонид Гозман утверждал, будто решение об установлении доски в МГЮА было принято «по согласованию с Кремлем». А глава партии «Яблоко» Григорий Явлинский распространил заявление, в котором говорится, что якобы происшедшее – «прямое следствие государственной политики, основанной на сознательном отказе от европейского направления развития и самоизоляции».
«Никакой имеющей историческую перспективу альтернативы европейскому пути нет. Отказ от него ведет только в кровавый сталинский тупик», – объявил Явлинский и тут же призвал к «борьбе за смену власти и той системы, продуктом которой является нынешняя власть».
«Это, – возмутился на сайте «Эха Москвы» Игорь Чубайс, автор провокационной книги «Чубайс против Путина», – результат всей системы управления государством во главе которой стоит Владимир Путин». «Выход из тупика, – провозглашает он, – в призыве в управление новых людей, нам необходим новый президент».
Глас народный
Своеобразным ответом истерике либералов стал опрос общественного мнения, которое провел Левада-центр на тему, кого жители России считают самой выдающейся личностью всех времен и народов. На первом месте оказался… Сталин. А вслед за нимроссияне назвали имена Александра Пушкина и Владимира Путина…
Кстати, если говорить о нынешней дискуссии вокруг возвращения мемориальной доски Сталину, то можно вспомнить и о другом примере нашего отношения к памятникам истории. В Петербурге уже много лет кипят споры по поводу возвращения на прежнее место памятника – нет, вовсе не Сталину, а императору Александру III, который был установлен на площади возле Николаевского (ныне Московского) вокзала. До сих пор это замечательное произведение искусства работы выдающегося скульптора Паоло Трубецкого ютится где-то во дворе музея. Все попытки историков и горожан вернуть чудом уцелевший монумент императора, сыгравшего выдающуюся роль в судьбах России, на его историческое место оканчиваются неудачей. Активное либеральное меньшинство яростно этому противится, а власти почему-то колеблются, к голосу большинства не прислушиваются.
Недавно в «Литературной газете» было опубликовано письмо полковника в отставке Ростислава Мединского. «Предлагаемый либералами трибунал для осуждения умершего уже более 62 лет назад Сталина – просто кощунство, – пишет он. – Этих людей не интересуют трагедии раскулаченных крестьян, казни представителей науки, культуры, командного состава Красной армии, духовенства. Как и то, что сталинская коллективизация ценой, да, чудовищных экспериментов, и это неоспоримо, обеспечила страну хлебом, а индустриализация совершила промышленную модернизацию страны, превратила огромную часть крестьянства в рабочую силу.
История создания социалистической индустрии, колхозного строя, возведение фундамента экономики, создание морально-политического единства советского народа, дружба и братство народов СССР – непреложное свидетельство достижений Советского Союза. Без активного участия и решающей роли Сталина ни одно из этих достижений было бы невозможно. Но возникает вопрос: какой ценой? Отвечу – страшной. Сегодня, по прошествии многих десятилетий, каждый из нас, к счастью, имеет возможность думать и говорить свободно. В те годы говорили с опаской. Но кто знает, как бы сложилась наша судьба, распорядись история по-другому? Возможно, такая страшная цена достигнутых нами успехов и позволила выжить? От правды свершившейся истории нам никуда не уйти. Она наша и другой – щадящей, подобрее – не будет.
Сегодня судят Сталина – значит, бьют по России как правопреемнице СССР.
Спрашиваю себя: а зачем всё это нужно инициаторам «разоблачений»? Чтобы лишний раз напомнить о себе хозяевам? Или будоражат иные мотивы? Мечты направить наше Отечество по своему либеральному курсу? Уверяю, ничего этого не получится. Как бы ни старались. Потому что вершителем нашей судьбы выступает другой субъект истории – великий русский народ…»