Сейнер «Норд» способен поджечь не одно море. Но этого мало
Все туже и опасней закручивается спираль очередного конфликта Москвы и Киева, связанного с задержанием украинскими морскими пограничниками в Азовском море близ Бердянска небольшого крымского среднего рыболовного сейнера «Норд» с 10 членами экипажа на борту. В РФ эти действия соседей уже официально назвали актом «государственного пиратства» и сравнили с тем, что давно происходит у побережья Сомали. Но, поскольку Киев этой логики не разделяет, существует очевидная опасность повторения подобных инцидентов в тех же водах. Поэтому командование Черноморского флота уже рассматривает вопрос о начале патрулирования Азовского моря российскими боевыми кораблями. При этом — даже с использованием морской авиации.
Чтобы понять, как безрассудно и нагло поступила Украина с «Нордом», который шел под российским флагом, надо иметь в виду вот что. Никаких границ территориальных вод наш экипаж не нарушал. По той причине, что таковых, согласованных на межгосударственной уровне, в Азовском море просто не существует. Многолетние переговоры Москвы и Киева на эту тему до сей поры не завершались ничем. Однако даже по существующей в мире практике, территориальные воды любой страны обычно не превышают 12-мильной зоны. А «Норд» 26 марта был задержан в 15 милях от Обиточной косы в нескольких десятках километров от Бердянска. Тем не менее, отконвоирован в этот порт и арестован. Его команде запрещено сходить на берег даже за продуктами, запасы которых на исходе.
Тогда что же украинские погранцы вменяют в вину экипажу? Вот здесь и начинается самое, на мой взгляд, опасное. По сообщению Госпогранслужбы Украины, «члены суднокоманды нарушили порядок выезда из временно оккупированной территории Украины. Все они имели так называемые паспорта граждан РФ, выданные в городе Керчь».
Ну, про «так называемые паспорта» — это вообще просто умильно и убеждает, что авторы грозной бумаги как знаменитый Чапай — «академиев не заканчивали». Поскольку паспорта-то как раз у моряков «Норда» самые что ни на есть настоящие, с двуглавым орлом на обложке. И не перестают быть таковыми, даже если на Украине кому-то не нравится место их выдачи.
Впрочем, сейчас не о бюрократических нелепостях разговор. На самом деле все значительно хуже и тревожней. После 26 марта получается, что любой российской катер или судно, вышедшее из любого крымского порта, тут же может оказаться законной добычей морских пограничников Украины. Поскольку разрешения Киева на выход в море его капитан, естественно, не запрашивал и вовсе не обязан этого делать, раз над его головой развивается флаг России.
А в Киеве считают, что любому и каждому «во временно оккупированном Крыму» надлежит в этом вопросе руководствоваться только и исключительно постановлением Кабинета министров Украины от 30 апреля 2014 года, которым все без исключения крымские порты объявлены закрытыми до особого распоряжения. Любой заход в них и выход оттуда Киевом объявлены «нарушением международного морского права».
Каково? Как быть в такой ситуации морякам, особенно крымским? Окончательно «сушить весла» и переквалифицироваться в дворники до нормализации политической ситуации?
Между тем, даже по подсчетам самого Киева только с 1 февраля по 1 марта нынешнего года «на рейде в акваториях портов Севастополя, Феодосии, Керчи и Ялты, используемых для стоянки кораблей, зафиксировано 18 судов: 16 — Российской Федерации и по одному под флагами Объединенной Республики Танзании и Мальты».
При этом танзанийский экипаж особенно рискует. Потому что другое судно из этой же страны под названием Sky Moon класса «река-море» украинские стражи морских рубежей в конце 2016 года уже задержали в устье Дуная. Причина та же — незаконный, с точки зрения Киева, заход в Крым незадолго до ареста.
Sky Moon отконвоировали в Одессу, экипаж быстренько осудили. Капитана признали виновным в перевозке 3000 тонн технической соды «вне украинского таможенного контроля с территории Крыма». Sky Moon украинский суд конфисковал в пользу государства.
Теперь бывшее танзанийское судно само стоит на страже морских рубежей «незалежной». Поскольку передано в состав Военно-Морских сил Украины в качестве вспомогательного. В Танзании такой оборот дела тоже наверняка считают актом морского пиратства. Но что это меняет? И второе судно, работающее в Черном море под флагом Танзании, очевидно, тоже теперь сильно рискует.
То есть с недавних пор разбой Госпогранслужбы Украины в Азовско-Черноморском бассейне ширится и набирает силу. Вопрос — как его остановить? Первый пришедший на ум возможный ответ — тоже только силой. Никаких слов из России в Киеве давно не воспринимают.
Такой рецепт, судя по всему, предлагает Москва. По распоряжению из которой, конечно же, командование Черноморского флота и приступило к оценке своих боевых возможностей по пресечению незаконных действий Украины силой оружия.
Если честно — возможности эти невелики. И дело даже не в острейшей нехватке кораблей, которых и в самом деле недостаточно даже для полноценного обеспечения работы российской группировки в Сирии. Просто к каждой рыбацкой шаланде по ракетному катеру под Андреевским флагом не приставишь. А утащить куда-нибудь в Бердянск или Геническ отныне могут даже шаланду, если она перед этим отчалила от крымского причала. И много времени эта операция не займет, поскольку рыбный промысел обычно ведется вблизи береговой черты.
Да и патрулировать черноморцам, видимо, предстоит не только Азовское, но и Черное море. По нему ведь тоже ежедневно в Крым и обратно движется много плавсредств самого различного водоизмещения.
Масштаб сложности предстоящих проблем легко представить. В последние годы мы ведь имели уже в Черном море пару объектов для вооруженного противостояния с Украиной. Речь о двух самоподъемных буровых установках (СПБУ) «Черноморнефтегаза», которые вели добычу сырья на шельфовой зоне между побережьем Одесской области и Крымом. Обе буровые до 2014 года принадлежали украинскому Крыму. И после воссоединения полуострова с Россией были национализированы.
Естественно, этот факт никто в Киеве не признал. И началось…
В связи с растущей напряженностью погранслужба ФСБ по Крыму направила сторожевой корабль «Аметист» для защиты буровых установок. 15 декабря 2015 года в 10.15 туда же подошел пограничный корабль Госпогранслужбы Украины. В ФСБ рассказали, что командир украинского корабля связался по радиостанции с капитаном СПБУ «с требованием предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения российской буровой установки в данном районе. Капитан СПБУ, понимая, что украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода, информацию не предоставил», — сообщили в ФСБ. С тем временно и расстались.
23 декабря 2015 года Печерский районный суд Киева наложил арест на две буровые установки, прежде носившие названия «Петр Годованец» и «Украина» (после национализации «Таврида» и «Крым-1»). Россия отреагировала так: сторожевые корабли, тральщики, малые противолодочные корабли и ракетные катера ЧФ, сменяя один другого раз в две недели, вместе с пограничными кораблями ФСБ РФ стали нести беспрерывную боевую службу в спорном районе. С учетом начавшейся российской операции в Сирии это была явно излишняя нагрузка на и без того обескровленный флот, но что же оставалось делать Москве?
Скоро стало ясным, что принятые меры предосторожности явно нелишние. 1 декабря 2016 года к российским буровым из Одессы был направлен украинский пограничный корабль «Григорий Куропятников». Как пояснили в Киеве, «для освещения и документирования обстановки». Курс «Куропятникову» преградил наш сторожевой корабль «Пытливый», вступивший в охранение буровых установок. С «Пытливого» сообщили, что вокруг каждой СПБУ установлена 3-километровая зона безопасности. Несанкционированный вход в нее будет пресечен вплоть до крайних мер.
До применения оружия дело, правда, не дошло. Однако после этого бурение на шельфе было прекращено, а платформы эвакуированы в территориальные воды России под конвоем катеров ФСБ и ракетного катера Черноморского флота.
В январе 2017 года заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России адмирал Геннадий Медведев рассказал журналистам об еще одном инциденте в том же районе. По сведениям адмирала, 31 марта 2016 года к СПБУ «Таврида» подошли водолазное судно ВМСУ «Почаев» и фрегат «Гетман Сагайдачный» той же принадлежности. С «Почаева», утверждает Медведев, был открыт огонь из стрелкового оружия. Совместными действиями российских пограничников и Черноморского флота провокация была пресечена.
Представители командования ВМСУ выдвинули свою версию. Мол, «Почаев» и «Гетман Сагайдачный» мирно проходили мирно, но были обстреляны с буровой. В доказательство были продемонстрированы некие фотографии поврежденной пулями корабельной надстройки.
1 февраля 2017 года штаб Черноморского флота сообщил, что «два провокационных захода над вышками на предельной малой высоте совершил украинский военный самолет Ан-26… Для предотвращения возможной авиакатастрофы из-за столкновения с мачтой вышки сотрудник подразделения охраны буровой платформы подал четыре световых сигнала из сигнального пистолета».
Российские военные моряки сообщили, что реальной угрозы самолету не было. Но у главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса оказались иные сведения. По его словам, огонь с буровой велся и из боевого оружия. Одна из пуль якобы застряла в обшивке Ан-26. Ее, утверждал Матиос, Киев намерен передать в Международный уголовный суд. Но передал или нет — до сей поры неизвестно.
При этом учтите: все эти донельзя милитаризованные безобразия регулярно происходили вокруг стационарно стоявших буровых, координаты которых всем хорошо известны. Теперь, как следует из инцидента с «Нордом» и Sky Moon, нечто подобное Киев затевает и в отношении абсолютно гражданских судов. Причем не только под российскими флагами. Каким образом это можно пресечь?
Вообще-то некоторый опыт подобного рода Черноморский флот накопил давно — еще во времена СССР. В 70−80-е годы прошлого века его корабли приступили к несению боевой службы у Западного побережья Африки. Эти районы богаты рыбой и в них вели промысел и советские рыбаки. Что не всем нравилось. Поэтому регулярные захваты наших траулеров чужими военными кораблями стали регулярными. Пришлось направить сюда и боевые корабли ВМФ СССР. Основная нагрузка легла на морские тральщики 68-й бригады ОВРа (Севастополь). Случалось им и применять оружие для защиты свободы рыболовства.
Так, осенью 1991 года сразу около 150 наших траулеров вели промысел в Южной Атлантике на стоящий неподалеку на якоре черноморский тральщик «Разведчик» (командир — капитан 3 ранга Игорь Текунов). И все их капитаны знали: в случае опасности по радио надо подать на «Разведчик» короткий условный сигнал «Барракуда». И помощь придет.
Слово «Барракуда» прозвучало в эфире 3 ноября. Как выяснилось, марокканские власти решили, что пришедшие из Архангельска большие морозильные траулеры «Ачинск» и «Домодедово» ловят рыбу в запретном для этого районе. На их задержание были направлены сразу три сторожевых корабля испанской постройки. Рыбаков ждали буксировка в порт Дахла, арест команды, судов и улова. Потом — долгий судебный процесс и, возможно, крупный штраф.
Наши военные моряки в любом случае обязаны были предотвратить захват. Нарушил кто-то правила или нет — в этом потом на Родине должны были разбираться советские власти.
Инцидент происходил в 12 милях от точки якорной стоянки тральщика. До территориальных вод Марокко — намного ближе. С учетом этого Текунов по радио порекомендовал капитанам задержанных траулеров, имитируя поломку двигателя, сбавить ход до минимального. И «Разведчик» бросился в погоню. Один на троих, значительно превосходящих его в совокупной огневой мощи.
К счастью, до артиллерийской стрельбы дело не дошло. Догнав конвой и решительно маневрируя, советский тральщик оттер марокканский конвой от траулеров. И те предпочли уйти восвояси, не вступая в бой.
Подобных эпизодов много в истории многолетней боевой службы 68-й бригады ОВРа в Южной Атлантике. Но насколько применим их опыт в намечающемся сегодня противостоянии с Украиной в Черном и Азовском морях?
Главное отличие теперешней ситуации у крымских берегов в том, что даже и угрозы боевого столкновения черноморцев с представителями ВМСУ в обозримом будущем не предвидится. Просто воевать не с кем. Но и прикрыть от возможного задержания любое маленькое российское суденышко на огромном водном пространстве тоже невозможно. Боевых кораблей и катеров в Севастополе и Новороссийске просто не хватит.
Поэтому привлечение Черноморского флота для «разруливания» опаснейшего межгосударственного клинча — полумера. Для ее подкрепления нужны серьезные дипломатические усилия. Причем, даже не двусторонние. Потому что положение становится опасным не только для двух наших стран, но и для Европы в целом. Представьте, что будет, если дело дойдет до настоящей стрельбы. А Киев, кажется, в истории с «Нордом» закусил удила.
Сергей Ищенко
https://svpressa.ru/war21/ar…