Йенс Столтенберг призывает членов альянса активнее тратиться на оборону.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг представил коллегам свой третий с момента занятия командного кресла годовой отчет о деятельности блока в прошлом году. В этом документе, опубликованном 13 марта и насчитывающем почти 130 страниц, генсек достаточно подробно проинформировал членов альянса о мероприятиях, проведенных в самых различных сферах его функционирования. Глава НАТО рассказал о реализованных и планируемых направлениях военного строительства блока, об обеспечении требуемого уровня обороноспособности входящих в него стран, о поддержании стабильности ситуации в мире, борьбе с терроризмом и о многом другом. Столтенберг изобразил блок НАТО как самый справедливый военный союз на земле. Его можно сравнить с некоей волшебной страной, на территории которой совершенно безопасно проживает около миллиарда человек, и которую по своей значимости на современном этапе существования человечества можно было бы сравнить только лишь с легендарной Атлантидой.
ДЕЛА «МИРОЛЮБИВЫХ» ОБОРОНЦЕВ
В предисловии к своему отчету генсек написал, что «никогда со времени окончания холодной войны Североатлантический союз не сталкивался с более серьезными вызовами безопасности, чем сегодня». Он отметил, что НАТО «является самым успешным союзом в истории, потому что он может меняться в изменяющемся мире». «В первые 40 лет своего существования в центре внимания Североатлантического союза была коллективная оборона.
После падения Берлинской стены центр нашего внимания сместился на кризисное регулирование за пределами наших границ – на вмешательство в целях прекращения крупномасштабного кровопролития и поддержания мира на Западных Балканах, борьбу с терроризмом в Афганистане и противодействие пиратству у побережья Африканского Рога». Однако в 2014 году НАТО пришлось начать свою перестройку, чтобы адаптироваться к произошедшим событиям. Эти действия Столтенберг объяснил «незаконной аннексией Россией Крыма и дестабилизацией на востоке Украины», а также «захватом Мосула ИГ». Все указанные события, по мнению генсека, «ознаменовали, хотя и по-разному, начало новой эпохи» в существовании блока.
Одна основных глав данного документа названа «Сдерживание, оборона и диалог». Она открывается утверждением о том, что НАТО имеет чисто оборонительный характер и твердо следует своим международным обязательствам. Его члены строго выполняют правила обеспечения европейской и глобальной безопасности. НАТО не стремится вступать в конфронтацию с кем бы то ни было, но его ОВС будут охранять всех членов союза от любых угроз. Альянс предоставляет гарантии безопасности тем входящим в него странам, которые попадают под новые угрозы. Как считает руководство блока, подобные меры в наибольшей степени способствуют сдерживанию агрессий и позволяют его лидерам принимать гибкие решения.
Два года назад лидеры стран НАТО на саммите в Уэльсе приняли «План действий по обеспечению готовности» (ПДОГ). В настоящее время он почти полностью выполнен. За прошедшие годы численность Сил реагирования НАТО (СРН) увеличилась в три раза и составляет 40 тыс. военнослужащих. Основные подразделения этих сил могут начать свои действия через несколько дней с момента возникновения противостояния с противником. Как отметил Столтенберг, на восточном ТВД Североатлантического альянса развернуты восемь небольших штабов. Они созданы для обучения войск и – в случае необходимости – для организации развертывания боеготовых воинских формирований. Кроме того, НАТО развернуло восемь подразделений своих сил в Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и Эстонии. Они подчиняются штабу многонационального корпуса «Северо-восток» в Щецине и штабу многонациональной дивизии «Юго-восток» в Бухаресте.
ПДОГ обеспечивает баланс между потребностями расширения военного присутствия сил НАТО в некоторых регионах и возможностью повышения боевого потенциала этих сил на любом ТВД блока. Мероприятия, проведенные в рамках данного плана, позволяют НАТО должным образом реагировать на потенциальные угрозы, исходящие с любого направления. Он дал возможность установить состав, численность и готовность СРН, включая конфигурацию Объединенной оперативной группы повышенной готовности, а также расставить новые акценты в процессах подготовки крупнейших воинских формирований ОВС, которые при необходимости могут повысить боевой потенциал любого государства – члена блока.
С целью гарантированного обеспечения безопасности своих членов в 2016 году НАТО осуществляло патрулирование силами истребительной авиации ОВС воздушного пространства прибалтийских стран. Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) осуществляли полеты над территориями государств блока, расположенных в восточной части общей территории Союза. Силами постоянных военно-морских противоминных групп НАТО велось патрулирование акваторий Балтийского и Черного морей. Патрульные самолеты ВМС контролировали восточные границы блока. Кроме того, для проведения учений на восточных территориях НАТО велось развертывание подразделений сухопутных войск. 83 из 246 учений, организованных в 2016 году, были направлены на обеспечение гарантий безопасности стран блока.
В последние годы, указывается в отчете НАТО, наблюдается увеличение числа гибридных угроз, при которых могут использоваться обычные и нетрадиционные средства ведения войны и проводиться открытые и тайные операции самого различного характера. В стратегии НАТО по противодействию гибридным угрозам подчеркивается необходимость готовности к потенциальным конфликтам такого рода. Неопределенность является неотъемлемой чертой таких противостояний. Ключевой составляющей данной стратегии является активизация сотрудничества НАТО с Европейским союзом, который играет важную роль в проведении акций гражданского характера в противодействии гибридным атакам.
В связи с появлением новых вызовов безопасности стран НАТО, руководители стран – членов блока на саммите в Варшаве в середине прошлого года приняли решение об организации передового присутствия воинских контингентов на ротационной основе в регионах Балтийского и Черного морей. В них будут входить развернутые в Латвии, Литве, Польше и Эстонии под руководством Канады, Германии, США и Великобритании многонациональные боевые группы. Под эгидой Румынии будет развернута многонациональная бригада для обучения военнослужащих. Эта бригада должна обеспечить безопасность стран НАТО в Черноморском регионе.
Передовое базирование станет неотъемлемой частью мер по сдерживанию агрессий и обеспечению обороноспособности стран альянса. В мирное время воинские контингенты НАТО, развернутые в Латвии, Литве, Эстонии и Польше, будут проходить боевую подготовку совместно с национальными ВС этих стран, что позволит повысить их оперативную совместимость и эффективность боевых действий. В условиях агрессии эти силы будут действовать в соответствии с правом на самооборону и в строгой координации с национальными силами принимающей страны.
По утверждению генсека, в последние годы военная активность России существенно возросла. Политические и военные лидеры Москвы стали более резко высказываться в адрес НАТО. Все это ведет к снижению стабильности обстановки в Европе и снижает предсказуемость развертывания предстоящих событий. Однако в соответствии с решениями, принятыми на встрече в верхах в Варшаве, альянс остается открытым для обсуждения с Кремлем вопросов транспарентности и снижения рисков возникновения конфликтов, в том числе в рамках Совета Россия–НАТО.
Контроль над вооружениями является важнейшим способом укрепления безопасности. На варшавском саммите 2016 года страны НАТО вновь подтвердили свою безусловную поддержку процессам контроля над вооружениями и свою решимость осуществлять все необходимые меры по регулированию объемов обычных вооружений в Европе. Столтенберг объявил, что страны НАТО продолжают в полной мере выполнять взятые обязательства. Однако избирательное выполнение Россией международных договоренностей, включая Венский документ, Договор об открытом небе, Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Хельсинкский заключительный акт, вызывает серьезную тревогу у руководства блока.
ЛЮДИ И ОРУЖИЕ – ОСНОВА ВОЕННОЙ МОЩИ АЛЬЯНСА
В своем отчете Столтенберг отвел большое место проведенным в прошлом году мероприятиям по наращиванию военного потенциала НАТО. Он объявил, что главными элементами обеспечения необходимого уровня боеспособности блока являются профессионализм военнослужащих и современные системы вооружений.
Военные теоретики альянса считают, что в повышении профессиональной подготовки военнослужащих ОВС и национальных сил стран – членов союза главную роль играют учения самых различных масштабов. Только в ходе учений руководители блока могут на практике проверить правильность выбранных направлений строительства ВС, стратегические и тактические установки, формы и методы проведения операций, эффективность взаимодействия подразделений ВС на самых различных уровнях, а также объективно оценивать качество и надежность вооружений. Учения являются важным элементом сдерживания и не только помогают НАТО выбирать направления развития средств вооруженной борьбы, но и позволяют объективно оценивать их эффективность.
В течение прошлого года военное руководство НАТО провело 107 учений. Кроме того, подразделения ОВС приняли участие в 139 национальных учениях. Эти учения отличались по своему масштабу, длительности и формам проведения. Они проводились как на полигонах с применением боевых сил и систем вооружений, с задействованием тысяч военнослужащих и большого количества единиц военной техники, так и в учебных классах с использованием компьютерной техники. Как уже отмечалось, около трети этих учений было направлено на проверку возможностей ОВС по реализации требований к гарантированному обеспечению безопасности стран блока.
Лидеры НАТО понимают, что вооружения ОВС должны постоянно совершенствоваться, и придают этим процессам очень большое значение. В 2016 году были разработаны концепции интеграции систем противовоздушной и противоракетной обороны в единое целое. Руководители НАТО считают, что новая объединенная система ПВО и ПРО позволит обеспечить эффективную защиту входящих в союз стран от воздушного и ракетного нападений.
В феврале 2016 года восемь стран НАТО подписали меморандум о взаимопонимании, регламентирующий процессы приобретения высокоточных управляемых боеприпасов класса «воздух–земля». В настоящее время заканчивается первый этап реализации данной программы закупок. Второй этап должен начаться в текущем году. Поставки этих боеприпасов в войска будут осуществляться в 2017–2019 годах.
В настоящее время на вооружении стран НАТО состоит 16 самолетов ДРЛОУ E-3A. Эти самолеты играют важнейшую роль в решении значительного круга задач, начиная с дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей и кончая сбором данных об обстановке на морских акваториях. На саммите в Варшаве руководители стран НАТО приняли решение о том, что программа модернизации самолетов ДРЛОУ будет выполняться и в будущем. Эти самолеты будут состоять на вооружении ВС блока до 2035 года.
В 2016 году альянс достиг значительного прогресса в реализации программы создания системы наблюдения за наземной обстановкой, которая станет первой системой разведки, наблюдения и рекогносцировки, состоящей на вооружении ОВС. В системе будут использоваться беспилотные летательные аппараты, находящиеся на больших удалениях от пунктов управления и способные функционировать при любых погодных условиях и при любой освещенности. На них будут установлены новейшие РЛС, которые позволят обнаруживать и сопровождать движущиеся объекты на сухопутных и морских ТВД. Собранная информация будет передаваться в соответствующие командные пункты. Использование данной системы позволит осуществлять непрерывный контроль больших пространств. Система наблюдения за наземной обстановкой будет существенно дополнять самолеты ДРЛОУ, которые сегодня ведут наблюдение за воздушным пространством стран НАТО.
Рассказал генсек и о том, что в 2016 году на долю Соединенных Штатов приходилось 68% совокупных оборонных расходов НАТО. Сегодня в связи требованием президента США Дональда Трампа, который заявляет о необходимости равноправного распределения расходов на оборону между западными странами, на повестке дня руководителей блока довольно остро стоит вопрос о доведении членами союза своих оборонных расходов до 2% от национальных ВВП. На данный момент только США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша тратят на оборону 2% от ВВП (Америка расходует на оборону 3,61%). Остальные страны тратят 1,5% и меньше. На последнем месте стоит Люксембург, который расходует на оборону только 0,4%. Столтенберг объявил, что в настоящее время многие страны НАТО уже разработали национальные планы по доведению своих оборонных расходов до 2% к 2024 году.
Из отчета Столтенберга совершенно очевидно следует, что НАТО строит свою военную стратегию и наращивает военный потенциал под предлогом внешних военных угроз и прежде всего со стороны России. А если говорить простым языком, альянс откровенно готовится к войне.
Но ружье, даже просто висящее на стене, когда-нибудь должно обязательно выстрелить. В этом смысле вполне уместно вспомнить известный трактат родоначальника немецкой классической философии Эммануила Канта «К вечному миру», который и сегодня весьма активно обсуждается сторонниками различных политических направлений устройства мира. Более 200 лет тому назад философ утверждал, что у человечества есть лишь две альтернативы: либо покончить с войной, либо обрести «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны. Эти альтернативы стали понятны большинству современных здравомыслящих политиков после появления ядерного оружия. Однако факты говорят о том, что агрессивные заокеанские политики и их европейские коллеги из НАТО до сих пор не осознали идей Канта. Они с упорством обреченных ведут мир к новому глобальному столкновению, надеясь на безусловную победу. Но в третьей мировой войне неизбежно будет использоваться ядерное оружие, а потому в ней не будет победителей.