Защитим себя сами!

Станислав Шушкевич: «Беларусь погружена в „Русский мир“ самым недостойным образом”

Первый руководитель независимой Беларуси 82-летний Станислав Шушкевич тепло вспоминает первого президента России Бориса Ельцина, но считает, что у его страны — европейский путь: «Россия — идеологически и философски не та страна, с которой стоит брать пример».

 

Станислав Шушкевич остается верен прежним убеждениям: Беловежские соглашения, под которыми стоят подписи его, Бориса Ельцина и украинского президента Леонида Кравчука, были единственным способом предотвратить кровь при неизбежном распаде Советской империи. Но возврата России к имперским амбициям, появления и расцвета проекта «Русский мир» он не ожидал.

Станислав Шушкевич: «Насчет того, как будет вести себя Россия, у меня было очень радужное представление… Я и сегодня — человек Ельцина. Я видел в нем настоящего демократа, справедливого человека, решительного, который продемонстрировал, как можно подавить коммунистический путч в августе 1991 года…
… То, что потом случилось, это просто трагедия. Я думаю, что эта кгбшная штучка… Аналитики поработали, как подать Ельцину сегодняшнего правителя России… И то, что такие будут чудеса, я никак не ожидал».

Некоторые моменты развития ельцинской России тогда списывались на особенности и сложности управления такой огромной страной после десятилетий коммунистической диктатуры.

Станислав Шушкевич: «Я хочу сказать, что не идеализирую Ельцина. Например, у меня есть вопросы по Второй чеченской войне — я не просто слепо его восхваляю. Но понимая трудности политической работы на таком уровне, я надеялся, что Россия пойдет ельцинским путем. Кстати, я в Париже три раза выступал перед российской диаспорой. Они приглашали меня как раз к 1 февраля — это было 80-летие Ельцина, и там было очень много вопросов. Я там это говорил, и это очень хорошо воспринималось российской диаспорой в Париже — я очень доволен этими поездками».

Что касается опасности проекта «Русский мир» для Беларуси вслед за Украиной, то, по мнению Шушкевича, эту опасность увеличивает само беларуское руководство.

 

Станислав Шушкевич: «Беларусь погружена в „Русский мир“ самым недостойным образом, потому что наш президент фактически клянется на любых поворотах в верности Путину, хотя иногда бравирует тем, что мы независимы. У него алчное желание править. Кроме того, никакие методы ему не чужды».

Станислав Шушкевич: «У нас вся беда, это мое личное мнение, — в низкой политической грамотности — и оппозиции, ну, а о правящих — там можно говорить о политическом невежестве. Но и здесь есть такие черты, когда люди принимают решения без анализа, разветвления, без выработки дорожной карты на все случаи. Вот этого у нас нет. Поэтому предсказать, что может случиться (с Беларусью) с этим президентом очень трудно, потому что Беларусь для него, в общем-то, это чужой край, он — часть России».

П.С.

К чему я это интервью привел?

К тому, что счастье, что этот интеллигент-ботаник (извините, физик) не остался руководителем страны. Вот при нем был бы цвел и национализм и пошли бы свои майданы. Он не только один из тех, кто Союз развалил, он бы «вел Беларусь в Европу».

И жило бы сейчас у нас в Беларуси не 9,5 млн. человек, а миллионов 7…

Да и у России сосед по настроению мог быть иной, потому что политику делают продажные элиты. Но народ Шушкевича не поддержал.

Кстати. Пенсия у Шушкевича уже меньше 1 доллара. Если осталось как есть, то это копеек 30, то есть 15 центов.