Командование ВВС Украины совместно с другими имеющими на вооружении авиацию ведомствами подвело предварительные итоги по аварийности полетов летательных аппаратов (самолеты, вертолеты) в течение 2018 года
Оценка аварийности носит крайне негативный характер. В первую очередь данный фактор обусловлен двумя недавними катастрофами летательных аппаратов с гибелью летчиков. Во время первой из них, произошедшей 16 октября с.г. в районе населенного пункта Уланов Винницкой области, в ходе проведения в Украине совместного с НАТО учения «Чистое небо — 2018» погибли два пилота (украинский и летчик из состава ВВС США), самолет СУ-27УБ1М из в.ч. А1356 (Миргород) полностью разрушен. Анализ случившейся катастрофы продолжается до сих пор, однако по его предварительным результатам причиной нештатной ситуации послужили неправильные действия украинского летчика. В официальных документах при этом деликатно отмечено, что катастрофа самолета не связана с отказом авиационной техники.
Совсем недавно, 15 декабря с.г. в украинском небе произошла еще одна катастрофа. При заходе на посадку разбился приписанный к в.ч. А1435 (Озерное) самолет СУ-27С. Погиб летчик 1 класса майор Фоменко О.В. Перед взлетом самолет 1987 года выпуска был проверен и классифицировался как полностью боеготовый. В настоящее время проводится расследование случившегося. Рассматриваются две версии: ошибка пилота или отказ техники.
В процессе рассмотрения причин других инцидентов (не связанных с гибелью людей) для обобщенного анализа командование ВВС Украины выбрало так называемые усредненные данные, случившиеся в течение одного конкретного месяца. В данном случае был выбран май 2018 года. Так вот в мае в ВВС Украины произошло 25 инцидентов, из них три классифицированы как серьезные. В Госпограслужбе, Национальной Гвардии и авиации Государственной службы произошло по четыре инцидента, а в армейской авиации сухопутных сил и морской авиации ВМС – два и один соответственно. При этом расследование показало, что одна половина этих происшествий связана с неправильными действиями летчиков, другая – с отказом авиационной техники.
Но это сухие цифры. Что же стоит за ними? Командиры авиационных частей в настоящее время очень обеспокоены ограниченными возможностями проведения учебно-тренировочных полетов в ходе повседневной деятельности. Летчики имеют очень маленький налет часов. Прибывающие в боевые подразделения молодые лейтенанты также имеют малый опыт управления учебными самолетами Л-39, и еще меньший — на самолетах типа СУ или МИГ. Преподаватели в военных ВУЗах успокаивают будущих офицеров – попадете в воинскую часть – налетаетесь. А командиры, встречая их, только вздыхают, так как ввести их в строй быстро не получится.
А причина того банальная – нехватка авиационного керосина и отсутствие в достаточном количестве запчастей для самолетов, поэтому большинство из машин постоянно находятся в ангарах и периодически, чтобы дать возможность летать другим, самолеты служат своеобразными донорами. Это в ВВС Украины категорически запрещено, но в частях негласно идут на этот неправомочный шаг, потому что другого выхода просто не существует. При этом существует еще одна очень серьезная проблема – все военные самолеты в Украине старые, поддерживаются на последнем дыхании и вот-вот должны быть списаны. А если самолет уже «не первой свежести», то и все его составляющие просто не могут быть новыми. А они, тем не менее, зачастую используются для ремонта других машин.
Это, порой, и приводит к аварийным ситуациям. Инженерные службы ВВС Украины, пытаясь поддерживать истребители и штурмовики в боеготовом состоянии, устанавливают самые тесные связи с коммерческими компаниями, которые в свою очередь пытаются с выгодой для себя закупить авиазапчасти в странах бывшего советского блока. Но эти страны не являются производителями этих машин, и их склады уже практически пусты. Украине пытаются помочь США. В 2016 году американцы предложили Украине купить у них шесть стареньких Сушек и МИГов, которые они на протяжении многих лет использовали на учениях типа «Рэд Флэг» в качестве самолетов потенциального противника. Украина отказалась в связи с отсутствием финансовых средств. И вот американцы на днях выделили министерству обороны целевые 10 млн долларов и вновь предложили купить у них на эти деньги авиастарье. И, судя по всему, Украина не сможет отказаться. В этом случае о повышении безопасности полетов просто не придется говорить.
В итоге, большинство СУшек, МИГов неисправны, стоят в ангарах. В Мелитополе, например, также прочно стоят на земле в качестве неисправных больше десятка ИЛ-76. У летчиков по этой причине и в связи с недостатком авиационного керосина налет недостаточный. Поэтому и имеют место авиакатасторофы, в том числе с гибелью летчиков и избежать их нет никакой возможности, разве только если не летать. Еще немного и Украина может остаться без авиации и без военных пилотов, которые все чаще увольняются и пытаются летать на гражданских авиалайнерах за пределами Незалежной.
Валерий Гончар, ИАП «Содружество»