«Совершенно секретно»: В последнее время прокатилась целая череда разводов среди высокопоставленных чиновников и олигархов. Нередко в результате бракоразводных процессов бывшие жены миллиардеров становятся единоличными собственницами весьма и весьма крупных активов. И многих не устраивает роль только лишь богатых экс. Они пытаются развивать бизнес самостоятельно. Однако это получается далеко не у всех – без влияния бывших мужей, казалось бы, наработанные схемы отношений с бизнес-партнерами и властью дают сбои. Подобным образом произошло и с бывшей супругой главы Роснефти Мариной Сечиной.
В начале сентября Арбитражный суд города Москвы признал банкротом Мосуралбанк, доля в котором принадлежит бывшей жене главы «Роснефти» Марине Сечиной. Регулятор отозвал лицензию у банка еще 22 июня. В ЦБ пояснили, что банк носил выраженный кэптивный характер, то есть был «карманным» банком, который обслуживал интересы принадлежащих ему и, в том числе Марине Сечиной, структур.
Экс-супруга Игоря Сечина управляет собственной бизнес-империей. Ее интересы затрагивают различные сферы, включая телекоммуникации, консалтинг, торговлю станками и др. Однако крупнейшими направлениями ее предпринимательской деятельности являются энергетика, строительство и сельское хозяйство. И по всем трем в последнее время прослеживается тенденция незаконного вывода активов топ-менеджерами.
В августе Тверской суд Москвы заочно арестовал генерального директора холдинга АО «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН) Юрия Шульгина, который, по данным газеты «Коммерсантъ», проживает в Монако. МРСЭН, в частности, контролирует ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «Архэнергосбыт», которые также частично принадлежат Марине Сечиной. Поводом для заочного ареста Шульгина стала задолженность «Архэнергосбыта» в размере 5 млрд рублей филиалу энергогенерирующей компании МРСК Северо-Запада – «Архэнерго». Эти деньги были собраны с потребителей в 2013-2017 годах, но до производителя энергии не дошли. Шульгину предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и в злоупотреблении полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ). Сам Шульгин уверяет, что стал жертвой действий приближенных Сечиной, в частности Хизира Атакуева и Алима Дадуева.
В августе, стало известно о том, что Сбербанк потребовал арестовать счета «Челябэнергосбыта» на сумму более полумиллиарда рублей. В действиях бенифициаров компании кредитор усмотрел вероятный вывод ликвидных активов. Кроме того, банк потребовал признать недействительными ряд сделок, которые «Челябэнергосбыт» заключил с аффилированными структурами.
С энергетикой оказался связан, казалось бы, не имеющий к ней никакого отношения скандал. В подмосковном санатории «Каширские роднички» дважды происходили перестрелки. По сообщениям СМИ, в ходе одной из стычек был ранен бизнес-партнер Марины Сечиной, ранее судимый за разбой Алим Дадуев. Ряд СМИ подозревают Дадуева в попытке рейдерского захвата турбазы, другие – указывают на корпоративный конфликт энергетиков, поскольку до 2008 года санаторий принадлежал РАО «ЕЭС России». В настоящее время им владеет Марина Сечина через консорциум «Энергопромфинанс». Убыточный ныне санаторий, как и Мосуралбанк, вероятно, служил способом для вывода активов.В 2016 году, по данным СПАРК, выручка дома отдыха составила 82,24 млн руб., чистый убыток — 39,194 млн руб..
В сельскохозяйственном направлении предпринимательской деятельности госпожи Сечиной также неспокойно. В сентябре было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ООО «Шекснинский бройлер» Юрия Дудко. Предпринимателя подозревают в неправомерных действиях при банкротстве (ч.1 ст. 195 УК РФ). «Шекснинский бройлер» входит в структуру ООО «Паритет». Эта компания на 100% принадлежит ООО «Фобос», где доля Сечиной составляет 51%, а 49% принадлежат ближайшему бизнес-партнеру Хизиру Атакуеву. Административное дело о невыплате заработной платы сотрудникам возбуждено и против действующего директора предприятия.
Схожим образом посыпались и другие сельскохозяйственные предприятия, подконтрольные «Паритету»: «Птицефабрика Вологодская», «Паритет-Вятка», «Вологодская птица», «Паритет-трейд Северо-Запад» и «Вологодский агрохолдинг».
На очереди, похоже, руководитель подконтрольной Сечиной АО «Управляющая компания «Управление» Максим Кретов. Фактически он управляет строительной компаний «ФЦСР», которая отвечала за постройку жилого комплекса «Кутузовская миля» в Москве (сейчас комплекс называется «Квартал Триумфальный»). С января 2018 года девелопер находится под наблюдением в рамках процедуры банкротства.
Назначенный судом временный управляющий Елена Удовиченко проверила операции компании и сделала вывод о наличии признаков уголовно наказуемых действий, а именно сомнительных сделок, вывода активов и преднамеренного банкротства.
Кретов также является учредителем ООО «Ринг», которое требует взыскать с «ФЦСР» более 940 миллионов рублей по внутренней сделке. Таким образом, подчиненный Сечиной пытается расплатиться с мнимыми, а не с реальными кредиторами.
Кроме того, Кретова подозревают в выводе 16 тысяч кв. метров жилых площадей в «Кутузовской миле». Все это квартиры дольщиков общей стоимостью 2,5 млрд рублей. Девелопер не признает себя застройщиком и намерен лишить участников долевого строительства особого статуса, который по ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ставит их в очереди выше других кредиторов. Это означает, что дольщики смогут рассчитывать на компенсацию в порядке общей очереди. Это лишает дольщиков права на получение квартир, а компенсации, исходя из практики, покроют символический процент вложенных средств.
На днях стало известно, что признаки уголовно наказуемого деяния в действиях руководства «ФЦСР» усмотрел и «Москомстройинвест», одной из главных задач которого является защита дольщиков. Ведомство рекомендовало временному управляющему направить результаты анализа финансового состояния застройщика в органы, уполномоченные провести предварительное расследование.
Похоже, и госпоже Сечиной имеет смысл проверить деятельность своих управленцев во всех подконтрольных ей многочисленных компаниях. Ведь на кону репутация бизнесвумэн.
Иван ВЫРЫПАЕВ, специально для «Совершенно секретно»