Как символы «патриотизма» превращаются в комплексы неполноценности
Сложно найти еще один элемент украинской национальной культуры, который был бы настолько мифологизирован, как вышиванка. Почему-то именно ее националисты сделали едва ли не главным символом «украинства». Возвели в культ. Ее ношение после провозглашения «независимости» объявили признаком «патриотизма». В честь нее «оранжевый» президент Виктор Ющенко ввел праздник «Всемирный день вышиванки». Ее же хотят обязать носить все общество (такую инициативу выдвинуло Министерство информационной политики).
Возникший вокруг вышеванки нездоровый психоз уже привел к многочисленным курьезам.
В ходе Всемирного экономического форума в Давосе Петр Порошенко потребовал от российской журналистки снять платье, заявив о недопустимости ношения вышиванки теми, кто разговаривает на русском языке. Мгновенно гарант украинской Конституции превратился в объект насмешек. И не только потому, что в Основном законе, гарантировать исполнение которого он избран, прописано, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка». Смех вызвало то, что на самом деле журналистка была одета не в вышиванку, а в дизайнерское платье из коллекции известного бренда Gucci.
Еще более курьезное событие произошло в Днепропетровске, переименованном в Днепр. Местный дизайнер-«патриот» представил широкой публике разработанный им гроб в форме… вышиванки. Изделие позиционировалось как крайне «экологичное», а хоронить предлагалось… участников так называемой «АТО» — карательной операции на Донбассе.
Это лишь некоторые из курьезов, которых в действительности достаточно много. Тем не менее, вопреки здравому смыслу власть с завидным упорством продолжает внедрять культ вышиванки в общество.
Самое же абсурдное заключается в том, что вопреки утверждениям о традиционно-украинском происхождении этого элемента одежды, никакого отношения к Украине он не имел.
Первоначально вышитая орнаментом рубаха была повседневной одеждой у скифов. Об этом писал еще Геродот. Сегодня украинская историография пытается доказать, что скифские племена были прародителями современных украинцев. Но сам Геродот называл «скифами» тех кочевников, которые говорили на иранском языке и создали свое государство (Ишкуза) на территории Азербайджана и Северного Ирана. Произошло это в VII-VI веках до н.э. Правда, позднее скифы расширили ареал своего проживания на Северный Кавказ и Северное Причерноморье. Но все же это не позволяет ни называть скифов «прародителями украинцев», ни говорить об «украинском происхождении» вышиванок.
Однако вопреки всякому здравому смыслу вышитые рубахи в 1991 году были объявлены в Украине «этническим» элементом одежды. Тогда же ее стали культивировать, объявив одной из «традиционных украинских ценностей».
Какое отношение могут иметь рубашки
к понятию ценности — абсолютно непонятно. Еще более непонятно — почему никто не обратил внимание на причины распространения вышитой рубашки в Восточной Европе. Первые сведения о ней в современной истории относятся к средневековому Венгерскому королевству. Здесь, на территории нынешних Словакии и Закарпатья была такая нищета, что для изготовления самодельного полотна использовались самые дешевые материалы. Чтобы хоть как-то скрыть эту убогость, при изготовлении рубах их украшали вышивкой.
Позднее эта традиция перекинулась на территорию Речи Посполитой, где местное население (особенно в восточных регионах) жило под гнетом магнатов не менее бедно, чем в Венгерском королевстве. В новое время вышитая рубаха получила особенно большое распространение в одном из самых бедных регионов Австро-Венгрии — в Галиции.
Конечно, все это отнюдь не значит, что в современном мире вышитая рубаха недостойна того, чтобы ее носили. Но, по крайней мере, смешно говорить об ее «этническом» характере. Сегодня в Белоруссии она считается не менее традиционной одеждой, чем в Украине.
Главное же состоит в том, что в политике все происходит согласно определенной, пусть и нередко извращенной политической логике. Если политики объявляют ношение элемента какой-либо одежды едва ли не национальной идеей и навязывают это всему обществу — это предполагает, что данные шаги, как минимум, находятся в соответствии с их стратегическими целями.
Цель нынешних хозяев Украины — сохранить общество в подчинении. Для этого надо превратить граждан страны в инертную, пассивную массу. Добиться этого можно путем понижения самооценки жителей республики, что рано или поздно приводит к формированию у них комплекса неполноценности и создает огромное поле для манипуляций ими. Создание мнимых символов «патриотизма» и превращение всех, кто их не принимает в изгоев — это и есть один из инструментов формирования у части общества сначала заниженной самооценки, а затем и комплекса неполноценности. Но в сочетании с культом бедности (традиционно вышиванка изготовлялась, чтобы прикрыть убогость) он еще и формирует в обществе комплекс иждивенчества. Население свыкается с мыслью, что его удел — нищенское состояние и это еще больше усиливает в нем инертность и пассивность.
Конечно, на первый взгляд и это может показаться выгодным для хозяев Украины. Проблема только в одном: психология иждивенчества фактически превращает индивидуумов в рабов, а рабы всегда таят глубокую ненависть в отношении своих хозяев. Рано или поздно эта ненависть обязательно выплеснется наружу.