Экс-глава МИД Великобритании предостерег Бориса Джонсона от ошибок, которые совершил сам
Уильям Хейг, бывший министр иностранных дел Соединенного Королевства.
Н
е завидую Сергею Лаврову, которому на этой неделе предстоит встреча с Борисом Джонсоном. Дело не в экстравагантности главы МИД Великобритании. Я, откровенно говоря, просто не понимаю, что с ним можно обсуждать. Соединенное Королевство, возможно, и дергает за какие-то тайные ниточки мировой политики, но они настолько тайные, что в последнее время даже не видны.
К тому же, предшественник нынешнего главы внешнеполитического ведомства Уильям Хейг поделился мыслями в The Telegraph о том, как им обустроить Россию. «Недавние демонстрации в поддержку храброго лидера оппозиции Алексея Навального были крупнейшими за 25 лет, это были протесты против эндемической коррупции и злоупотреблений властью», — написал политик.
На таком фоне вести переговоры просто несерьезно.
Я уверен, что пожизненный пэр, член Палаты лордов, барон Хейг Ричмондский искренен. Настоящий англосакс британскую коррупцию не видит в упор, а тем более, не может считать ее эндемической. Как и злоупотребление властью Ее Величеством, сидящей на троне вот уже 65 лет.
Хотя британская пресса еще три года назад деловито, без истерик обсуждала, как получилось, что вся лондонская правоохранительная система оказалась пораженной коррупцией снизу доверху. Самые отъявленные гангстеры Британии скомпрометировали несколько государственных структур, в том числе Налоговое и таможенное агентство Ее Величества (Her Majesty’s Revenue and Customs), Королевскую прокуратуру, полицию лондонского Сити и пенитенциарную службу. Были случаи, когда преступники выходили из тюрьмы за 50 тысяч фунтов стерлингов. В ход шли подкупы присяжных, полицейских и адвокатов.
А известный борец с мафией Роберто Савиано, на которого объявлена охота каморрой, вообще считает Великобританию самым коррумпированным местом на земле. По его мнению, Соединенное Королевство играет ключевую роль в международной торговле наркотиками. «Мексика — это ее сердце, а Лондон — голова», — сказал он в интервью The Independent.
Даже Национальное агентство по борьбе с преступностью вынуждено было признать: «Мы оцениваем, что каждый год сотни миллиардов долларов в виде уголовных денег почти наверняка продолжают отмываться через британские банки, включая их дочерние компании. Масштабы отмывания денег представляют собой стратегическую угрозу для экономики и репутации Великобритании».
Но спокойно спать барону Хейгу Ричмондскому не дает почему-то эндемическая российская коррупция. Прямо судороги по ночам. То ли дело родная британская, которую и коррупцией-то не назовешь. Скорее, это сращивание Короны с глобальной мафией и международными наркокартелями — так будет правильнее.
В 2012 году разразился скандал с HSBC, крупнейшим и одним из самых авторитетных банков страны. Выяснилось, что он активно сотрудничал с мексиканскими наркоторговцами. «Самый большой британский банк! — прокомментировал новость Роберто Савиано. — Британцы не рассматривают это как свою проблему, потому что на улицах нет трупов».
По-моему, он ухватил суть: воротилы лондонского Сити и их покровители из истеблишмента могут иметь дело с самыми отпетыми подонками и убийцами, но при этом в собственных глазах и глазах общества оставаться респектабельными банкирами и политиками. Трупы-то валяются не на лондонских улицах, а где-то в далекой Мексике.
Поэтому если Борис Джонсон вдруг начнет поучать Сергея Лаврова основам цивилизованного отношения к коррупции и доморощенным оппозиционерам, то вполне может нарваться на жесткий отпор. Нашему министру достаточно слово в слово повторить вопрос, который он, по слухам, когда-то задал Дэвиду Милибэнду: «Who are you to fucking lecture me?»
В общем, итоги переговоров сформулируют, как всегда, предельно обтекаемо: стороны обменялись мнениями по вопросам российско-британских отношений. Ну, не говорить же правду. Неловко как-то.