14 октября по приказу киевской хунты отмечается День защитника Украины, объявленный выходным. Основанием для назначения новоявленного «торжества» стало два исторических мифа о том, что Покров Пресвятой Богородицы в старину был корпоративным праздником украинского казачества, а также то, что именно в этот день в 1942 году бандеровцы создали Украинскую повстанческую армию (УПА).
Начнём с более близких к нам времён.
Переворошив гору книг, архивных материалов и сайтов Всемирной паутины, мы с удивлением обнаружим, что история не сохранила конкретной даты основания УПА как боевого крыла ОУН(б) — руководимой Степаном Бандерой фракции Организации украинских националистов. Для справки скажу, что тогда в ОУН были ещё фракции мельниковцев и ребетовцев, однако, в отличие от бандеровцев они были неактивными, малочисленными, мало чем себя проявили, и к теме материала отношения не имеют.
Причина простая: Бандера и Ребет за самоуправство угодили в места не столь отдалённые, впрочем гитлеровцы их содержали не в арестантских бараках, а в казарменном городке для конвоиров, Мельник и Шухевич состояли на берлинской госслужбе. Так что подписывать приказ в торжественной обстановке и устраивать по этому поводу банкет на явочной квартире было просто некому.
Что же касается боевых групп ОУН, то они начали создаваться ещё в 1939 году, однако, им не дали развернуться советские спецслужбы. В июне 1941 года, после нападения Германии на СССР, бандеровцы попытались установить свою опереточную «державность», однако, Гитлер счёл это начинание преждевременным, и велел поместить своих чересчур инициативных прихвостней под присмотр.
Интересно и то, что сам термин «Украинская повстанческая армия» бандеровцам изначально не принадлежал: его изобретателем был один из руководителей ровенской оккупационной вспомогательной полиции Тарас Боровец, более известный под псевдонимом «атаман Тарас Бульба». Широкой натуре пана Боровца было мало службы в шуцманшафте, поэтому он создал собственную бандитскую группировку, которую назвал вначале «Полесская сечь», а потом — УПА.
Историки признают, что активный рост создания гитлеровцами украинских националистических группировок приходится именно на октябрь 1942 года. Это было связано с тем, что с востока в Галицию и на Волынь началось продвижение советских партизан, а с запада — польской Армии Крайовой.
В условиях рост как пропольских, так и просоветских настроений у населения, гитлеровское командование понимает, что стремительно теряет поддержку. Поэтому в противовес советским и польским партизанам, создаются отряды бандеровцев: ставка была сделана на самую радикальную и агрессивную часть ОУН.
Теперь перейдём к запорожским казакам.
Распространено мнение, что Покров Пресвятой Богородицы якобы испокон веков был корпоративным праздником украинского казачества. Начнём с того, что украинского казачества как такового вообще не было: существовали реестровые казаки, состоявшие на польской службе, и самоуправляемая Запорожская сечь в турецких владениях.
Реестровцы и запорожцы не только не представляли собой единого целого, но, более того, часто враждовали друг с другом. Корпоративных праздников в те времена тоже не было: это изобретение XIX века, появившееся в ходе становления профсоюзного движения.
В старину одним из главных ежегодных событий в жизни территориальной общины был храмовый праздник. Проводить его старались обычно с конца лета по начало зимы, когда количество полевых работ идёт на спад.
Для казаков, как военного сословия, осень — период распутицы, обозначавший окончание летней кампании и подготовку если не к зимним действиям, то к походам на следующий год. Соответственно, именно на осень назначались выборы атаманов: новый командир должен успеть войти в курс дела и вымуштровать войско.
Поэтому старались, чтобы праздник, в честь которого называли храм, приходился именно на осеннюю пору. Всезнающая статистика утверждает, что в РПЦ по численности первое место занимают Свято-Николаевские, второе — Свято-Покровские и третье — Свято-Успенские храмы и монастыри.
Традицию не нарушили и на Хортице: воинским храмом Запорожской сечи была Свято-Покровская церковь. Однако, это был гарнизонный храм, не имевший статуса общевойскового: у запорожцев имелись также полковые храмы, а куреня окормлялись на приходах по месту расквартирования.
Миф о том, что праздник Покрова якобы был общевойсковым у запорожцев, раздули националистические историки на основании того, что на одной из соответствующих икон был изображён последний запорожский кошевой атаман Пётр Калнышевский. При этом бандеровские бытописатели сознательно не говорят о том, что в старину ктитора храма достаточно часто увековечивали либо в стенной росписи, а иногда — даже в виде молящегося тому или иному святому в подаренной им иконе.
Официальный Киев очень скоро ухватился за эту соломинку: в 2005 году после «помаранчевых событий» был издан президентский указ о том, что 14 октября должен отмечаться День казацкой славы Украины. А в 2014 году Порошенко возвёл праздник до статуса Дня защитника Отечества.
Налицо ситуация, когда у украинцев стремятся отнять один из важнейших праздников Русского Православия. Дело в том, что Покров Пресвятой Богородицы у большинства православных людей планеты не имеет такого сильного почитания, как в греческих поместных церквях Константинополя, Кипра, Эллады и Восточного Средиземноморья и в Русской Православной Церкви.
Нацистские борзописцы выдумывают любые поводы, чтобы изжить в памяти украинского народа любые упоминания о его связи с Русским Мiром. Только пусть они не забывают старую мудрость о том, что неправдой всю землю пройдёшь, да назад не воротишься.