Спортивный арбитражный суд неожиданно вынес справедливое решение
Спортивный арбитражный суд в Лозанне оказался независимым. Фото Frank May
(DPA/PA Images).
Разумеется, как и большинство из нас, я не ожидал положительного решения Спортивного арбитражного суда (англ. Court of Arbitration for Sport, CAS). Тем более что структурой Международного олимпийского комитета он перестал быть сравнительно недавно — в 1994 году. «Родственные связи» могли сохраниться.
Пессимизма добавляло и то обстоятельство, что CAS обозначен как место разрешения споров во Всемирном антидопинговом кодексе, разработанном WADA.
Но случилась настоящая сенсация: вчера Спортивный арбитражный суд вдруг полностью восстановил в правах 28 российских спортсменов, еще для одиннадцати смягчил наказание — они смогут участвовать в олимпийских играх, но пропустят Игры в Южной Корее. То есть, пожизненная дисквалификация отменена.
Пресс-релиз размещен на сайте трибунала, можете сами ознакомиться.
Мне было приятно узнать, что свидетельства подонка Родченкова и профессионального лжеца Макларена арбитрам убедительными не показались. Что весьма примечательно, решение вынесено единогласно. То есть, вранье было очевидно всем юристам без исключения.
Международный олимпийский комитет и WADA в шоке, они явно не ожидали такого подвоха. Признаться, я тоже. Если отбросить первую пришедшую в голову версию о русских хакерах, то объяснение случившемуся может быть таким.
Как мне кажется, американцы, которые не теряли времени даром два последних десятилетия и успели накрыть колпаком чуть ли не все международные организации, упустили суды. Они контролировали и контролируют разве что Европейский суд по правам человека, Международный трибунал по бывшей Югославии и некоторые арбитражи.
Оказалось, что и CAS не входит в сферу их влияния. По всей вероятности, эта специализированная инстанция, до недавнего времени находившаяся на периферии геополитики, просто не привлекала их внимания, ибо рассматривала дела отдельных спортсменов, имена которых нам ни о чем не скажут. В общем, копошилась в своем узком мирке.
Бесхозные арбитры могли себе позволить годами рассматривать дела честно, без оглядки на авторитеты, по той простой причине, что никаким авторитетам до них не было никакого дела. Вот они и распоясались. И, по-видимому, в последние месяцы с недоумением слушали строгие голоса в своих айфонах, которые приказывали им выносить решения против российских спортсменов, невзирая на материалы дела. Они просто не привыкли к телефонному праву.
Отсюда можно сделать еще один вывод: американцы уже не кажутся такими страшными, одного их окрика недостаточно. Чтобы Спортивный арбитражный суд стал ручным, нужна многолетняя кропотливая работа по отбору проверенных судей. Ее, похоже, не было, о чем, я уверен, в США теперь очень жалеют.
В общем, наши партнеры отнеслись к важному делу по дискредитации России хоть и креативно, но все же спустя рукава. И на старуху бывает проруха.
Чем мы и воспользовались.
Почему Путин призвал не впадать в эйфорию, тоже объясню. Дело в том, что МОК вовсе не обязан подчиняться решению CAS. Вот как сказано в Олимпийской хартии:
61. Разрешение споров
1. Решения МОК являются окончательными. Любой спор, вытекающий из их применения или толкования, может разрешаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, при помощи третейского суда в Спортивно-арбитражном суде (САС).
2. Все споры, возникающие по случаю или в связи с Олимпийскими играми, должны представляться исключительно в Спортивно-арбитражный суд в соответствии с Кодексом спортивного арбитража.
Как видите, лазейка имеется: «в некоторых случаях». Понятно, что политически мотивированный поклеп на Россию к их числу не относится — сами справятся, без всяких судов.
Другое дело, что репутация Международного олимпийского комитета после сенсационного решения суда в Лозанне не стоит ломаного гроша. Но это уже совершенно другая история.