Защитим себя сами!

Маленькие прелести капитализма

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

 

Сегодня хочу поговорить о том, как именно стратегия экономического роста отражается на бытовом уровне на нас с вами. Естественно, эксперты той же ВШЭ знают, о чем говорят, и, будьте уверены, рост в 1,5–2% обеспечат. Смею надеяться, что большинство уже понимает одну простую истину: при капитализме экономика государства не имеет ничего общего с борьбой за ваше благополучие и долголетие. Вот пример того, где капиталистическое государство ожидает экономический рост в первую очередь:

 

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

Ну да ладно, разговор сейчас не о пенсиях и не о социалке в принципе (хотя это тема буквально кровоточащая, и требует тщательного разбора и анализа). Поговорим о конкретных примерах вопиющей несправедливости по отношению к потребителю в рамках капиталистической парадигмы.

 

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

Для начала у меня вопрос к пользователям ПК: какой, по вашему мнению, самый популярный браузер в мире?

 

Обычно люди, основываясь на собственном опыте, отвечают: Гугл Хром! Мозилла!

Опера! Яндекс!

 

Но самое интересное, что де-факто это Internet Explorer, ведь, устанавливая операционную систему Windows, вы устанавливаете и этот браузер, так как он является неотъемлемой частью данной ОС. Правда, о том, что этим браузером никто толком не пользуется и как правило о нем забывают сразу после установки ОС, в мелкомягких предпочитают не подчёркивать.

 

Если этот случай не несёт прямого вреда вашему кошельку, то следующий пример заставляет крепко задуматься. Так, если кто помнит, в компании Apple, подумав об увеличении продаж новых моделей, учитывая, что все рекламные ходы уже сделаны, почесав репу, решили не заморачиваться, и втихаря программно замедлить старые модели огрызков, выпустив обновление, поставившее старьё на колени. Причем когда это выяснилось, в компании пояснили ситуацию — мол, для вашего же блага… Говоришь, тебя твой старый устраивает? — На, получи… А теперь бегом в очередь за новым.

 

Видите, как все просто — нет спроса? Значит, надо его создать.

 

Правда, бурление квалифицированных потребителей, продавших почку за вожделенный гаджет, заставило ловкачей в данном конкретном случае пойти на попятную и выпустить обновление с возможностью отключить заниженный режим работы.

 

То есть смысл телодвижений понятен, теперь зайдут с другого бока, как это сделали в корпорации Microsoft. Лично для меня следующий пример стал неприятным сюрпризом. Выяснилось, что свежекупленый ноут Lenovo ideapad 320 поддерживает работу только на Windows 10. И все бы ничего, но десятка не поддерживает старые принтеры, преимущественно до 2010 года выпуска. Иначе говоря, просто нет драйверов под десятку для этих устройств. Так что опять же — бегом за новым принтером, и желательно в кредит. Попытки установить на это чудо форточки 7 или 8 приведут к танцам с бубнами и поиском драйверов для нормальной работы всех устройств данной модели, ибо официально они есть только под десятку. Зачем производитель железа исключает использование других ОС, вполне понятно: так выглядит корпоративный сговор.

 

В итоге популярность Windows 10 автоматически увеличивает продажи принтеров, с которыми тоже не все гладко. Например, многие обратили внимание на тот факт, что цена сменного картриджа зачастую равна цене принтера. Но мы же ребята не пальцем деланы, сами заправим картридж краской, дёшево и сердито! — а на этот случай производитель придумал чиповать картриджи, и если он пустой, то даже после заправки принтер откажется печатать, пока специально обученный человек в специализированном сервисе не перепрограммирует чип с помощью лицензированной программы, попутно содрав с вас ваши трудовые копейки.

 

Помните? — нет спроса — просто создай его.

 

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

Думаю, ни для кого не секрет, что прошла эра «породистых» автомобилей, и теперь почти каждое авто в той или иной степени комплектуется решениями разных производителей, так как большинство именитых брендов давно куплены-перекуплены транснациональными корпорациями, которые, в свою очередь, в отсутствии реальной конкуренции на редкость хитры и коварны (имею в виду, Рено не может всерьез конкурировать с Ниссан, так как это возня внутри одной корпорации, и всю прибыль, и тех и других, получит управляющая компания и её акционеры). И здесь нельзя обойтись без конкретных примеров.

 

На автомобиле сгорела лампочка в фаре, ничего особенного, у меня и на других авто случалась такая неприятность, уж где-где, а здесь никакой сервис не нужен, бери да меняй. Нет. Сюда уже запустили свои рученьки любители заработать на ровном месте. Ставишь новую лампочку — фара не горит, оказывается, освещением управляет ЭБУ (мозги), и в нем записалась ошибка «неисправность цепи головного освещения», а сбросить эту ошибку можно у официального дилера, фирменным компьютером, естественно, отвалив грошей.

 

Но это частный случай, на отдельно взятой модели, а что же объединяет все современные автомобили без исключения? Их объединяет понятие «программируемый износ».

 

О рецептах этой кухни мне поведал мой друг, работавший технологом на одном из автогигантов и знающий не понаслышке о том, что и как делается. Так вот, уже на стадии проектирования в каждую деталь закладывается её ресурс, вполне регулируемая величина. Например, применив финишную обработку поверхности шарнира, сведя к минимуму его шероховатость, можно кратно увеличить срок службы этой детали, но этого не делается умышленно, такова политика современного производства: деталь должна сломаться через энное количество километров пробега тчк. Отсюда и откровенно низкое качество современного мирового автопрома. Внедряется концепция машины-«пятилетки», сыпанулась — бегом за новой, или при попытке привести в порядок ту, что есть, всё равно купишь ещё одну по запчастям.

 

Для сравнения: старый «Мерседес» имел агрегаты со множеством заменяемых запчастей, что позволяло ремонтировать машину малой кровью. Сейчас ситуация в корне иная, теперь ступичный подшипник неотделим от ступицы, и если раньше можно было поменять только износившийся подшипник, то нынче придётся купить весь агрегат. Ни один производитель не расскажет вам в рекламе своей чудо-повозки о том, что он очень рассчитывает на то, что вы отдадите ещё (условно) четверть стоимости этого авто, покупая быстродохнущие запчасти и навязанные услуги сервисного обслуживания. Им важно, чтобы вы покупали новое, и чтобы долго не жило старое. Продажи. Прибыли. Чем быстрее этот круговорот, тем короче следующий круг. Наверное, идеальным вариантом станет машина-«неделька».

 

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

Теперь уже окончательно ясно, что при капитализме невыгодно производить по-настоящему надёжные вещи массово. Вешая на стену новенькую ТВ-панель, счастливый покупатель ещё не знает, что к моменту выплаты кредита за это чудо инженерной мысли срок её службы как раз подойдёт к концу. Так, доподлинно известно об умышленном завышении тока, подаваемого на светодиоды (подсветку дисплея) у таких именитых брендов, как LG и Samsung; впрочем, тут как повезёт, хотя в спецификации к моему LG мелким шрифтом было сказано: «срок службы 5 лет» (сдох через 4, гарантия — 3). То же касается чайников, утюгов, микроволновок и так далее. Нередко производитель использует элементную базу ниже необходимого номинала, причём это сложно обосновать стоимостью какого-нибудь терморезистора или нагревательного элемента, особенно на фоне сверхприбыли, получаемой с продажи красивой и модной безделушки; не исключение даже очень дорогие бытовые приборы.

 

Маленькие прелести капитализма Политика, Капитализм, Программное обеспечение, Автоиндустрия, Пенсия, Плакат, Классовая борьба, Длиннопост

 

Что же мы имеем в перспективе? Уменьшая жизненный цикл вещей и плодя горы ядовитого мусора, кажется, не выигрывает никто. Никто — кроме собственника средств производства, получающего астрономические прибыли. Хорошим подспорьем капиталисту служат манипуляция сознанием, иначе как убедить вас, что ваш старый автомобиль уже не круто, а вот новый (как в кино!) — крутой и современный. Нет, я не спорю, технологии не стоят на месте, но как вышло так, что старый немецкий автомобиль ездит по 30-40 лет, а новый «немец» фатально ломается на 300 тысячах км пробега? Не раз слышал от старых фанатов марки «Мерседес», что тот «кончился» в начале нулевых. Это опять же доказывает тот факт, что не бывает американского, русского, немецкого капитализма, последствия везде сводятся к одному и тому же: всё ради прибыли, ничто не свято перед ней.

 

А сейчас я хотел бы вернуться к началу разговора, к пенсионной реформе. Быть может, и мы с вами в представлении власти капитала живём непозволительно долго, и экономически обоснованно сокращение срока службы биомассы: родился, отработал, сдох — следующий!..

 

Отсюда вывод: либо мы чётко понимаем свои классовые интересы и боремся, либо становимся расходным материалом в прямом смысле. Мы обязательно должны объединиться в этой борьбе, только объединившись, мы получим мощнейший рычаг давления, который опрокинет главные столпы буржуазии: эксплуатацию, собственность, сословность, религиозное мракобесие и так далее.