Защитим себя сами!

Экономист Некрасов: В том, что Украина такая русофобская, виноват СССР

Раньше я был убежден, что весь этот бред про «вставание с колен», борьбу с американцами и «русофобию», есть следствие устоявшейся исторической традиции, перемноженной на усилия официальной пропаганды. Однако, начав часто бывать на Украине, я, к своему удивлению, увидел у многих украинцев абсолютно такое же поведение как у российских «патриотов», обличенное в другие слова и образы.

 

Еще удивительнее то, что придерживаясь одинаковых подходов, и излагая примерно одинаковые тезисы, я умудрился стать объектом ненависти в равной степени как российских, так и украинских «патриотов». Даже обращенные ко мне аргументы с использованием эмоциональных образов типа «изнасилованных сестер» у украинских и российских «патриотически» настроенных журналистов оказались абсолютно идентичными.

У российских и украинских «патриотов» практически идентичный мифологический пантеон, где майдан заменяет «великую победу», Россия США, а «древние Укры» русофобию. Люди, придерживающихся подобных взглядов, и там и там предпочитают конспирологические версии бритве Оккама и эмоциональные отсылки к мифологии любым логическим аргументам.

На Украине, как и у нас, есть примерно те же 14% людей, способных рассуждать рационально. Однако абсолютное большинство жаждет простых ответов на любые вопросы, причем ответов, апеллирующих к одним и тем же эмоциональным конструкциям.

Все это наводит меня на мысль, что истоки подобной ситуации коренятся не в исторической традиции, (которая, по моему глубокому убеждению, в реальности, мало отличается) и, тем более, не в пропаганде (политики и пропагандисты, кто искренне, а кто корыстно, но лишь используют существующий общественный запрос). Истоки, скорее всего, лежат в области социальной психологии. Советская реальность воспитывала в людях одинаковые комплексы: потребности в образе врага, потребности в самоуважениии, через демонстрацию силы ,презрение к экономическим аргументам, и многое другое.

Все эти психологические комплексы одинаково мешают миллионам людей жить по обе стороны российско-украинской границы.