Дмитрий Медведев пообещал российскому бизнесу регуляторную гильотину — если всё пойдёт по плану, под нож будут пущены все законы и регламенты, мешающие нашему бизнесу нормально развиваться.
Некоторые требования к бизнесу противоречат друг другу и невыполнимы в принципе, другие требования выполнить теоретически можно, но стоить это будет столько, что у бизнесменов волей неволей глаза проворачиваются в сторону коррупционных схем.
Никто не отменял и старую истину — чем строже контроль, тем хуже он работает. Гораздо эффективнее установить 9 править и жёстко требовать их соблюдения, чем установить 9000 правил и хаотично штрафовать случайные фирмы за их эпизодические нарушения. Про 9 тысяч правил — это не отсылка к известной шутке, это реальное число нормативных актов, регулирующих ход проверок предприятий:
https://www.rbc.ru/economics/1…
В качестве [примера] требования, которое создает риски для компаний, Медведев привел правило приготовления омлета в организациях общественного питания: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на восемь-десять минут».
«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.
Регуляторная гильотина уже применялась в Хорватии, в Британии и в других странах, причём эффект от её применения выражался во вполне реальных сэкономленных суммах. Если перенести цифры на российские масштабы и учесть инфляцию, можно осторожно предположить, что наш бизнес сможет экономить около 1 трлн рублей ежегодно. Это даст хорошую прибавку к темпам экономического роста.
Я могу даже предложить консалт-палачам первую жертву для их гильотины. Зарежьте, пожалуйста, несовместимое с цифровой экономикой правило, согласно которому каждое предприятие обязано не только иметь физический адрес, но и физически держать сидящих по этому адресу людей. В реальной жизни это требование выливается для IT-компаний в головную боль и дополнительные расходы.
Вот свежий пример — российский разработчик экзоскелетов попал под ликвидацию из-за того, что налоговый инспектор навестил его юридический адрес и никого там не застал:
https://www.fontanka.ru/2019/0…
Разумеется, до полной ликвидации дело не дойдёт. Будет масса беготни по инстанциям, масса ненужных телодвижений, какие-то расходы. Возможно, какие-то сорванные контракты.
Проблему вместе с тем можно решить очень просто: заменить обязанность иметь физический адрес на обязанность иметь кабинет на сайте Nalog.ru. Для Налоговой перемены выльются мелкую реорганизацию бизнес-процессов, а для российских высокотехнологичных компаний — в экономию огромного количества ресурсов.
Фриц Моисеевич Морген