МВД РФ еще в прошлом году отказало журналисту «Новой газеты» Худоберди Нурматову (творческий псевдоним — Али Феруз) в предоставлении убежища в России. Журналист обязан был уехать из страны. Но не уехал. Поэтому журналиста взяли под стражу в зале суда и отвезли в тюрьму для высылаемых иностранцев СУВСИГ (такие тюрьмы есть и в США). «Новая газета», конечно, сильно переживает за своего автора. Но кто он такой? Нужен ли такой человек России? Сильно сомневаюсь.
Нурматов в настоящий момент проходит по статье 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ»). Ему также назначен штраф в пять тысяч рублей за нарушение режима пребывания в РФ.
Журналист заявил, что не признает вину. «Нет, не признаю. Уже три года прохожу процедуру получения статуса. Теперь пытаюсь получить временное убежище», — сказал он. Гражданин Узбекистана Нурматов подчеркнул, что, по его мнению, находится на территории России легально: «Хочу, чтобы вы учли, что все родственники являются гражданами России: сестра, мать, брат». По заявлению журналиста, он выпускник российской школы, а в Узбекистан уезжал получать гражданство. «В 2008 году покинул Узбекистан окончательно и возвращаться туда не намереваюсь», — сообщил суду молодой человек.
Во время заседания в суде специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко дала свидетельские показания о том, что в Узбекистане Нурматов подвергался пыткам. По мнению сотрудников МВД, Нурматов с 2011 года находится в России нелегально. Также они заявили, что «данный гражданин находится без документов, уклоняется от выезда». Журналист пояснил, что в 2012 году он потерял паспорт и боялся выходить из квартиры, так как проходил психологическую реабилитацию после пыток.
Нурматов является открытым геем, ЛГБТ-активистом, гражданином Узбекистана. В марте он был задержан у подъезда своего дома в Москве. Журналист проходил по делу о вербовке в радикальную запрещенную организацию «Ат-Такфир валь хиджра» в 2007 году. После чего полицейские Казани вели розыск Нурматова.
Нурматов вырос в России, на Алтае. После окончания школы Нурматов вернулся в Узбекистан, однако 8 лет назад вынужден был снова уехать в Россию, так как спецслужбы Узбекистана принуждали его к сотрудничеству как гражданского активиста. В России Али начал сотрудничать с правозащитниками — работал с «Гражданским содействием», Amnesty International. В общем, покатился по наклонной.
В заявлении отмечалось, что у журналиста нет паспорта, так как документ был украден в 2012 году. Для восстановления документа, по законам Узбекистана, Али должен был обратиться в посольство Узбекистана в Москве, а затем вернуться на родину, но туда он вернуться не мог из опасений быть задержанным спецслужбами.
Какие только «мутные» люди не работают в «Новой газете». Даже проходившие по делам о связях с радикалами. При этом главред «Новой» заявляет, что якобы этот тип родился в России, что вопиющая неправда (#хватитьврать — «Новая газета»). Все мы родом из СССР. На самом деле Нурматов родился в г.Коканд (ныне Узбекистан). И конечно, таким сомнительным типам не нужно предоставлять политическое убежище. Сейчас он начнет писать, что отказали ему потому, что он гей. Но отказали ему совсем по другой причине — сомнительные связи, и вовсе не в половом плане, а в плане исламского радикализма.