Известный в Прибалтике журналист Римвидас Валатка, один из подписантов закона о восстановлении Литвы в 1990 году написал несколько бессвязную, но весьма эмоциональную статью о том, что в Вильнюсе живет слишком много сельчан. «Может, хватит тащить в столицу остатки крепостного села? Давайте прогоним из себя сельчанина. Начнем читать, думать», — призывает Римвидас.
Честно говоря, не знал, что Вильнюс настолько провинциальный город, и в нем процветает сельский уклад. Как свидетельствует Римвидас Валатка, четверть литовцев живет с уличными туалетами. И даже не у всех вильнюсцев есть душ и уборная в доме.
«Если говорить об отношениях бывшего сельчанина с городом, надо признать, что города в нем немного. Каждый привез в Вильнюс свою деревню и хочет в ней жить, несмотря на то, что находится в Вильнюсе, — рассказывает о причинах провинциальности столицы Римвидас Валатка. И иллюстрирует свою мысль примером. — Как депутат Гражулис, который на автомобиле зацепил женщину с коляской и, не остановившись, уехал, как будто ехал на пастбище доить коров: «А чего это она не в том месте подвернулась, ведь я по этой дороге каждый день на пастбище езжу?» Таким образом, поднимать проблему в стране, охваченной ностальгией по селу, опасно».
Признаться, Литва мне казалась более цивилизованной страной. Я вообще в советские времена испытывал легкий пиетет перед балтийскими тиграми, которые славились утонченностью и в чем-то даже аристократизмом. Кто ж знал, что они превратятся в глухую провинцию Европы, где никто не хочет жить.
Да, собственно, всегда такими и были. Просто по молодости я не задумывался о том, что в СССР действовала политика выравнивания республик, причем, не в пользу России. Тем же самым сегодня занимается Евросоюз. Но, как показывает опыт, не в коня корм — балтийские тигры не способны создавать. Они могут только разрушать созданное другими.
Возможно, из-за сельской ментальности, как считает Римвидас Валатка. Но мне кажется, все проще: здешняя публика привыкла жить за чужой счет.
В Латвии в очередной раз озаботились возвращением мигрантов домой — не хватает рабочих рук. «Пришло время обсудить отдельные меры реэмиграции», — поделился планами премьер-министр Марис Кучинскис.
Судя по комментариям под этой сногсшибательной новостью, граждане страны в решительный настрой чиновника не верят.
Очевидец: Министров не хватает квалифицированных. Народу работу дай, а после говори о нехватке рабочей силы.
Бруно Цукерман: Даже с зарплатой в 2500 евро я бы лично выбрал для проживания другое место. Латвия — страна депрессивная, с сырым климатом. к тому же низкий уровень культуры и коррупция в сочетании с плохим здравоохранением и раздутым аппаратом чиновников-бездельников делает ее для проживания весьма некомфортной. Прибавьте к этому повышающиеся цены и налоги, и вам станет совсем мрачно.
Hi!: К сожалению, Латвия катиться в пропасть, и точка не возврата пройдена.
Оттуда: Заработаю пенсию и вернусь. Душа осталась в Латвии с родными и друзьями, но детей нужно было обеспечить и дать образование. Пришлось при жизни душу от тела отделять. А это, скажу я вам, очень нелегко. И нас таких тысячи, разорванных пополам. Хочу видеть процветающей мою прекрасную Латвию.
Прибалт: Видел таких « возвращенцев». Заработали пенсию, вернулись, вошли в проблемы страны — начали распродавать недвижимость, имущество и опять уехали. И уже навсегда.
Студент: Удержать бы оставшихся.
Алла: И как это он определил — неужели в коридорах кабмина толкотни стало меньше? Ведь на улицах давно пусто, а тревоги не было.
Александр Бобров: Хватит нести ахинею и считать себя умнее других, выглядя при этом идиотами! Рядом Украина — флаг в руки, пусть пашут там за миску супа.
Давно известно, что независимость жителям бывших советских республик нужна была только для того, чтобы уехать. Самый последний пример — Украина, население которой вытекает изо всех щелей миллионами, так и не дождавшись исполнения обещаний победителей последнего Майдана. Точнее, поняв, что ждать придется слишком долго, может, столетиями, а кушать хочется уже сейчас.
Трудно не согласиться с Римвидасом Валаткой: село в лимитрофных странах наступает на город, диктуя свои правила. Но далеко не всегда этот закономерный, в общем-то, процесс заканчивается идиллически-пасторально.
_____________________
Незадолго до обретения независимости в Прибалтике были уверены, что на их замечательные курорты ломанутся европейцы. Им и в голову не приходило, что взморье интересно только жителям России (да и то не всем), которые и сегодня составляют основной турпоток. О перспективах местного туризма написал для Sputnik Латвия.
КУРОРТЫ ЛАТВИИ СПАСАЕТ РОССИЯ
Написал, тщательно подбирая выражения, конечно, не то что в блоге. Чтоб дело не кончилось дипломатическим скандалом. Так что вы латвийскому МИДу пост не показывайте.