Грузинская телекомпания «Рустави-2» накануне Старого Нового года опубликовала якобы написанные рукой Порошенко в 2007 году документы: заявление на имя директора ФСБ и обязательство соблюдать российское законодательство. Эксперты и общественность на Украине и за её пределами в оценке подлинности этих документов разделились на две неравные группы
Одни разделили позицию Администрации Порошенко и назвали опубликованные документы фейком. Другие заявили об их несомненной подлинности. Примечательно, что о подлинности документов заявляли в основном проамериканские и антироссийские комментаторы, занимающие в информационном пространстве маргинальную нишу.
Это легко объяснить. Ведь, если документы подлинные, то есть два варианта их появления в эфире «Рустави-2». Либо их туда (прямо или опосредованно) передало ФСБ. Либо кто-то получил несанкционированный доступ к архиву ФСБ. Оба варианта представляются маловероятными. ФСБ, даже сливая документы через посредника, вскрывало бы цепочку связей, ведущую с Лубянки в офис «Рустави-2». Эффект от публикации явно не стоит такой жертвы. Если же документы были получены несанкционированно, то, учитывая, что доступ к ним предельно ограничен, тому же ФСБ было бы несложно вычислить человека, организовавшего слив. Опять-таки для любой спецслужбы, эффект от публикации не стоит того, чтобы терять «крота» имеющего доступ в архив ФСБ.
Я делаю акцент именно на бессмысленности акции для спецслужб, поскольку аргументация сторонников Порошенко, упирающих на то, что в 2007 году сын Порошенко не был женат на девушке из Питера и, следовательно, Пётр Алексеевич не мог ездить туда к родственникам, не выдерживает критики. Алексей Петрович и его жена родились в одном и том же 1985 году. В 2007 им было по 22 года и они вполне могли проживать вместе, без регистрации. Украинские законы приравнивали такое проживание к браку, если оно продолжалось полгода и больше. Поэтому Пётр Порошенко абсолютно не покривил бы душой, называя сына женатым.
Более того, даже если бы какая-то спецслужба умышленно изготовила фейковые документы и вбросила их в информационное пространство, чтобы скомпрометировать Порошенко, она либо не допустила бы ошибку с родственниками, либо имела бы на руках доказательство того, что сын был женат де-факто раньше, чем оформил брак, и в Питере у родственников Порошенко бывал.
Таким образом, вероятность того, что документы действительно являются профессионально изготовленным фейком, является достаточно высокой. Однако не суть важно фэйк это или нет. Задача публикации — давление на Порошенко. Но опубликованные документы не содержат никакого криминала не только с точки зрения украинского законодательства действовавшего в 2007 году, но даже с точки зрения сегодняшнего украинского беззакония. Человека не пустили в страну. Он возмутился. В России пограничники входят в структуру ФСБ, он и написал заявление руководителю ФСБ. Параллельно он написал обязательство, находясь на территории РФ соблюдать российские законы (а как иначе?) и отказался от каких-либо претензий к российским пограничникам, поскольку они только выполняли не ими принятое решение.
То есть, дело не в том, что Порошенко писал или не писал опубликованные документы. Публикаторы имели намерение напомнить, что у Петра Алексеевича имеются близкие родственники — граждане РФ, а также собственность на территории России, которой он очень дорожит и до сих пор, несмотря на все обещания, от неё не избавился. Очень не любящим Порошенко украинским «патриотам» как бы говорят: «Смотрите, вы готовитесь воевать с Россией, а он готов туда бежать, к своей собственности и к своим родственникам». Для пущей конспирологии на заявлении появляется резолюция об ОРД «Лолита». «Патриоты» должны сделать вывод, что ФСБ вело оперативную разработку Порошенко. Следовательно, он мог и обязательство о сотрудничестве подписать.
Мне лично оформление публикации и заложенные в неё посылы очень напоминают работу технологов и пиарщиков Игоря Валерьевича Коломойского. Разного рода фэйковые телефонные беседы и прочие «утечки информации» вполне в их стиле, как и игривый псевдоним «Лолита». Нанять человека, качественно копирующего почерк, для Игоря Валерьевича — не проблема. Посылы, заложенные в письмо, отражают интересы именно Коломойского, поскольку они мобилизуют «патриотов» против Порошенко здесь и сейчас. Ни с точки зрения ФСБ, ни с точки зрения ЦРУ содержание «писем Порошенко» не несёт никакого компромата, а вот с точки зрения окормляемых Коломойским украинских «патриотов» несёт.
Есть и ещё один момент — манера легализации информации. «Рустави — 2» известна, как телекомпания, лояльная к Саакашвили. Кстати, сразу после публикации документов, её гендиректор Ника Гварамия был занесён в базу данных «Миротворца». Как бы «режим Порошенко» его наказал. Надо только учесть, что «Миротворец» подконтролен не Порошенко, а Авакову, а оперативное руководство осуществляет Антон Геращенко, который за малую мзду внесёт туда и вынесет оттуда кого угодно.
Внесение Гварамия в базу «Миротворца» также могло быть проплачено заранее и должно показать тем же «патриотам», что Порошенко «испугался разоблачений». Между тем понятно, что ни «Рустави — 2», ни Нике Гварамия от «Миротворца» не холодно, не жарко. Внесение в базу «Миротворца» может быть смертным приговором, как это было с Бузиной, может обеспечить реальный тюремный срок, как Коцабе, а может быть только способом попиариться, как это демонстрируют отдельные представители и представительницы оранжевых, красных, розовых (социал-демократических) и бело-синих (региональных) взглядов, спокойно разгуливающие по Украине и окрестностям и костерящие «режим» так, как Бузине и Коцабе и не снилось. Они в базе «Миротворца», но их никто не трогает и не тронет. Потому что они — часть тех самых «общественников», которые готовы перехватить власть у «режима Порошенко» и о которых написала в своей статье, опубликованной на сайте «Атлантического совета» Диана Френсис.
Это ещё один интересный момент.
Статья Дианы Френсис выходит на сайте «Атлантического совета» 8 января. Её главный посыл — обвинение Порошенко в коррупции, сравнение его режима с режимом Януковича (причём не в пользу Порошенко) и заявление, что если он не исправится, то переизбраться в 2019 году ему не дадут, организовав против него «новый майдан».
Это предупреждение вполне в американском духе. Так и Януковича предупреждали. Порошенко прошёл тот же путь. Вначале слабая, а затем всё более сильная и публичная «обеспокоенность» лидеров ЕС и США. На следующем этапе все более явная международная дипломатическая изоляция. Наконец, резкие критические выступления собственных проамериканских грантоедов. И вот «последнее китайское предупреждение» в виде статьи на сайте «Атлантического совета», в которой чётко очерчены требования и сроки их исполнения.
10 января Украина внезапно попадает в поле зрения канала «Аль Джазира», который публикует секретное решение суда по «миллиардам Януковича», из которого следует, что вывод с Украины этих самых миллиардов обеспечивала компания главы Нацбанка Гонтаревой. Причём мостик был переброшен сразу же и к Порошенко, который «не мог не знать».
На первый взгляд расследование «Аль Джазиры» — продолжение статьи Дианы Френсис. Порошенко показывают, что о нём всё известно. Но, во-первых, Порошенко и так знает, что американцы знают о нём даже то, что он ещё не сделал, а только собирается. Во-вторых, как было указано выше, статья Дианы Френсис написана, как предупреждение, и в ней очерчен срок, в течение которого Порошенко может исправиться. Сюжет же «Аль Джазиры» — способ мобилизации актива для уличных выступлений. До весны 2019 года (срок, данный Порошенко Дианой Френсис) эта информация давно перегорит и потеряет актуальность. Точно так же, кстати, как и информация о том, что Порошенко в 2007 году что-то там писал на имя Патрушева.
Американцы никогда не задействовали «Аль Джазиру» в украинских делах. Они в этом отношении последовательны, хотя бы потому, что ближневосточный и восточноевропейский бюджеты осваивают разные подразделения. А вот тот же Коломойский, возможно через посредников, вполне мог бы предложить интересный (сенсационный и фактажный) сюжет.
Обратим внимание, что оба сюжета (на «Аль Джазире» и на «Рустави — 2») выходят практически встык за публикацией Дианы Френсис. Но сюжет «Аль Джазиры», вышедший на вторые сутки после статьи, базируется на несомненно подлинных данных, в то время, как сюжет «Рустави — 2» вызвал неоднозначные трактовки.
Понятно, что документы о секретном решении суда лежали давно и ждали своего часа. Если предположить, что пиарщики Коломойского сразу после публикации статьи Дианы Френсис решили, что час настал, то они начали искать серьёзное западное агентство или телекомпанию, которые смогут дать сюжет в эфир. При этом у них должно было быть два главных требования: чтобы новость пошла как можно скорее и чтобы публикатор напрямую ассоциировался с американцами.
«Аль Джазира» соответствует обоим требованиям. Хорошо известна её роль в переворотах «арабской весны», организованных США. С другой стороны, в отличие от европейских и американских СМИ, которые настороженно относятся к исходящей с постсоветского пространства информации и подолгу её проверяют, «Аль Джазира» действует гораздо оперативнее. Отсюда и выход сюжета на канале, ранее Украиной практически не интересовавшемся.
Возможно, что эффект от сюжета, попадающего в струю статьи Дианы Френсис было решено усилить. Для этого и был организован сюжет с «документами ФСБ», для подготовки которого потребовалось дополнительное время. Понятно, что протолкнуть его на Западе и на «Аль Джазире» было бы практически невозможно. Там потребовали бы подтверждения подлинности документов. Но «Рустави — 2» близок к Саакашвили, который мог «неформально» договориться о сюжете и даже гарантировать подлинность документов. Кстати, он может и сам не знать откуда они взялись.
В таком варианте всё становится на свои места. Коломойский давно начал борьбу против Порошенко. Осенью 2016 года, после заключения союза между Коломойским, Тимошенко, Онищенко, Наливайченко, Садовым и Саакашвили, эта борьба перешла в активную фазу. Американцы не препятствовали попытке свержения Петра Алексеевича, но и не помогали.
Без организующей длани Вашингтона украинские политики, как это обычно с ними бывает, не смогли поделить наследство «неубитого президента». То есть, потенциальные союзники путчистов были не против свержения Порошенко, но не были готовы их поддержать до тех пор, пока не будут гарантированно удовлетворены их пожелания на период после Порошенко.
Ситуация зависла. Пётр Алексеевич тянул время, маневрируя между различными группировками. Он решал задачу сохранения своей власти до летних парламентских каникул, после которых актуальным будет не его свержение, а следующие выборы. Путчистам надо было убрать его до лета, то есть ситуацию необходимо было обострить прямо сейчас. При этом обострить так, чтобы ни одна серьёзная политическая сила не могла бы устраниться от выступления против Порошенко.
Компромат на Петра Алексеевича собирался, периодические попытки утроить ему побоище «патриотов» или повесить на него какое-нибудь резонансное преступление предпринимались, но кумулятивного эффекта достигнуть не удавалось. Ненависть к «жадному кондитеру» не переходила в абсолютное неприятие президента, которое не позволяло бы «патриотам» терпеть его власть ни секунды долее.
Публикация статьи Дианы Френсис создала условия для очередной попытки обострения и одновременно должна была обеспокоить путчистов. Её устами американцы фактически давали Порошенко нужную ему отсрочку до весны. Это значило, что, при минимально грамотных действиях, Порошенко мог договориться со всеми, ориентированными на выборы политиками и, обеспечив их нейтралитет, попытаться за оставшееся время пересажать или выдавить их страны путчистов. В конце концов, Саакашвили и так уже слишком долго, без результата бродит по киевским улицам. Если он так же походит до осени, то окончательно станет восприниматься как заезжий клоун.
Под публикацию подвёрстываются мобилизующие «патриотов» сюжеты, выходящие на каналах, воспринимающихся в качестве дружественных США. Таким образом, на Украине создаётся впечатление, что США не послали Порошенко очередное предупреждение, а начали процесс его свержения. Соответственно, украинские политики должны испугаться, что могут опоздать к очередному переформатированию американцами украинской власти и активно выступить против Порошенко. А чтобы не было сомнений и чтобы «патриоты» не стеснялись проливать свою кровь в уличных боях с «тираном», вброшенная информация должна показать, что Порошенко не только коррупционер (как говорят американцы) и «барыга» (как утверждает Саакашвили), но и «агент ФСБ».
Дело в том, что коррупционером и барыгой мечтает стать каждый сознательный украинец. Так что данные обвинения — предмет зависти, но не преступление. А вот сотрудничество с Россией в любой форме «честный патриот» простить не может. И действительно, вешали же бандеровцы врачей и учителей, приехавших из России (и даже с Восточной Украины) их лечить и учить, так почему нельзя повесить «жадного кондитера», который мало того, что всех украинцев обокрал, ещё и подозрительные шашни с Москвой завёл.
Не знаю, сможет ли Порошенко пережить очередной кризис своей власти, но в том, что в ближайшие дни и недели Украину ждёт целая серия политических и информационных провокаций, призванная спровоцировать уличные бои, в ходе которых «жадного кондитера» постараются окончательно и бесповоротно демонизировать, не сомневаюсь. Времени до лета остаётся всё меньше и путчистам надо спешить, иначе бенефициарами антипорошенковского переворота станут другие.
Ростислав Ищенко