Защитим себя сами!

Почему «Аэрофлот» так странно себя ведет

Почему «Аэрофлот» так странно себя ведет

 

«Совершенно секретно»: 22 января 2019 года сургутский аэропорт, который скоро получит великое имя Фармана Салманова, создал большие проблемы «Аэрофлоту», пропустив на посадку неадекватного джентльмена с оружием.

Сотрудники авиакомпании, осуществляющие финальный контроль пассажиров, также не уловили неадекватности ранее судимого Павла Шаповалова – в результате мы получили угон рейса Сургут – Москва. Угонщик зачем-то потребовал развернуть самолет в Афганистан. Однако вместо Кабула самолет посадили в Ханты-Мансийске, а буйного Шаповалова посадят, видимо, где-то неподалеку: в тюменской области много колоний любого режима.

«Аэрофлот» предпочел не комментировать ситуацию, несшую реальную угрозу жизни более чем 70 человек – пресс-служба компании сейчас занята войной против блогера Александра Соколовского. Этот плохо воспитанный джентльмен не так давно выложил в Instagramфотографии своего общения с сотрудниками «Аэрофлота», сопроводив их крайне неприятными высказываниями в русском народном, то есть нецензурном стиле. Было за что: национальный авиаперевозчик, везший людей в Ниццу, из-за задымления посадил самолет в Вене, после чего не придумал ничего умнее, как везти людей обратно в Москву и уже оттуда в Ниццу – это позволило бы сэкономить на гостинице и питании. Господин Соколовский, собственно, и выражал недоумение подобной логистикой – на доступном ему примитивном языке.

ТАКАЯ ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ

Через пару месяцев обнаружилось, что завсегдатай бизнес-класса «Аэрофлота» интернет-матершинник Соколовский исключен из программы «Аэрофлот Бонус» и у него списаны все честно накатанные мили. А когда эта информация попала в СМИ и репутация авиакомпании ухудшилась, «Аэрофлот» совершил контрольный выстрел себе в крыло: сотрудники наземной службы написали обращение в прокуратуру (не исключаем, что они это сделали под давлением руководства), где на голубом глазу сообщили, что испытывают «нравственные и физические страдания» от вида публикаций Соколовского в Instagram, где фотографии людей в узнаваемой аэрофлотовской форме сопровождены нецензурными комментариями. Физические страдания, Карл! Да людей со столь тонкой душевной организацией надо гнать из профессии – а что, если завтра пилот «Аэрофлота» начнет испытывать физические страдания от какого-нибудь поста в Twitterи не сможет по правилам посадить самолет?

От Twitterавиакомпания, кстати, тоже уже страдала. Причем исключительно по собственной инициативе. Вводить в 2018 году запрет на ношение в офисе любой звуко- и видеозаписывающей аппаратуры (то есть в первую очередь банальных мобильных телефонов) – это попахивает не хранением коммерческой тайны, а паранойей. Достаточно сказать, что первым делом непокорные сотрудники «Аэрофлота» выложили в сеть копию этого приказа за подписью главы компании Виталия Савельева. И тут впечатленный VIP-клиент национального перевозчика Митя Алешковский (фонд «Нужна помощь», издание «Такие дела») опубликовал эту картинку в Twitterс предположением о том, что Савельев «головой поехал». Учитывая специфику деятельности компании, точнее было бы «улетел», но так или иначе, Савельев очень обиделся, возможно даже испытал физические страдания – и лишил господина Алешковского счета в «Аэрофлот Бонусе» и уровня «платинового» клиента.

МЕЛКИЕ ШАЛОСТИ БЛАГОРОДНОЙ СЕМЕЙКИ

С юридической точки зрения обсуждать решения «Аэрофлота» не приходится: никто не обязан раздавать бесплатные мили и начислять бонусы. Тут чисто вопрос доверия компании, которая захочет – облагодетельствует клиента, захочет – покарает. Важнее другой вопрос: почему руководство государственного перевозчика так себя ведет?

Ответ очевиден: уверенность в собственной безнаказанности. Во многих регионах России и на ряде международных направлений альтернативы «Аэрофлоту» попросту нет. Когда американская UnetedAirlinesгрубо сняла с рейса китайского врача и забыла вовремя извиниться, акции компании разом рухнули на 4% – а это миллиарды долларов. «Аэрофлоту» же что с гуся вода: свою денежку в родной стране он всегда соберет.

Компания не просто занимает почти монопольное положение (с учетом ее замечательных «дочек» типа «Победы», «России» и более мелких), но и злоупотребляет этим. Между Федеральной антимонопольной службой и «Аэрофлотом» идет давняя холодная война. Пока на рейсах компании происходит одно ЧП за другим (только накануне сургутского захвата – выкат за пределы ВПП в Шереметьево и замена магаданского борта), руководители заняты извлечением прибыли из отсутствия конкуренции. Как раз в Магадане ФАС возбудила дело против «Аэрофлота» из-за завышения цен на перевозки (со срывом графика на подменных бортах, да), а в Москве и вовсе возникла скандальная ситуация – когда сотрудники ФАС начали сбор документов по нечестной конкуренции со стороны «Аэрофлота» и «Москвы Карго», в авиакомпании «неожиданно» завис компьютер, отказавшись выдавать нужные данные. Впрочем, едва ли это спасет от наказания: так, в 2017 году ФАС смогла доказать, что «Аврора», принадлежащая «Аэрофлоту», заставила пассажиров переплачивать за перелеты из Хабаровска в Южно-Сахалинск и обратно. Пассажиры получили право вернуть часть потраченных денег. И это явно не последний случай.

Отдельного разговора заслуживают проказы самой шаловливой дочки «Аэрофлота» – авиакомпании «Победа». Так называемый лоукостер настолько изобретательно использует пробелы в законодательстве об авиаперевозках (в первую очередь в части провоза ручной клади), что позволительно задуматься – не ради него ли эти пробелы оставляют? Ведь не секрет, что законы эти пишутся с учетом прежде всего мнения экспертов из «Аэрофлота».

Экспертов, испытывающих физические страдания от картинок в «Инстаграме». Эксперты, у которых зависают компьютеры в подозрительно удобные моменты. Эксперты, пропускающие в самолет неадекватов, но при этом карающие лучших клиентов, осмелившихся указать на отдельные недостатки.

У нас точно все в порядке в небе? Пассажиры «Аэрофлота» и впрямь могут чувствовать себя в безопасности? Думается, ответ на оба эти вопроса – отрицательный.

Полагаем, что в связи с явным злоупотреблением со стороны «Аэрофлота» его почти монопольным положением компания должна либо полностью сменить руководство, либо быть разделена на ряд небольших авиакомпаний, ни одна из которых не будет иметь доминирующего положения в нашем русском небе.

P.S.

Есть серьезные подозрения в том, что Павел Шаповалов после освобождения, как и любой законопослушный гражданин, сможет спокойно летать «Аэрофлотом» и даже оказаться в кресле рядом с вами. Он же не критиковал авиакомпанию, так что обижаться на него не за что.

Михаил МЕЛЬНИКОВ, специально для «Совершенно секретно»

 

#Метки: