Защитим себя сами!

ПОЧЕМУ С УКРАИНОЙ МОЖНО НЕ ЗАКЛЮЧАТЬ НОВОГО СОГЛАШЕНИЯ О ГАЗОВОМ ТРАНЗИТЕ

Почему с Украиной можно не заключать нового соглашения о газовом транзите

 

Почему с Украиной можно не заключать нового соглашения о газовом транзите

 

Фото: www.globallookpress.com

 

Трёхсторонние переговоры в Брюсселе об обеспечении газового транзита через Украину после 2019 года продемонстрировали очевидное: альтернативы продлению существующей договорённости на пару лет и переходу в основном к газовым поставкам в обход Украины просто нет

Автор:
Латышев Сергей

Состоявшаяся в понедельник в Брюсселе встреча по транзиту российского газа через территорию Украины в Европу с участием России, Еврокомиссии (ЕК) и представителей Киева завершилась, как и ожидалось, безрезультатно. Хотя некий результат всё-таки есть: она окончательно продемонстрировала невменяемость Киева и тщетность попыток ЕС получать за счёт России экономическую выгоду не только для себя (с этим всё в порядке, так как это выгодно и Москве), но и для Украины, чтобы снизить свои собственные расходы на киевский режим.

 

Европарламент «лает», а «Северный поток-2» идёт

Никаких сенсаций

Самым примечательным моментом завершившейся встречи было полное отсутствие на ней каких-либо сенсаций и полная ясность насчёт того, чего следует ожидать. Министр энергетики России Александр Новак подтвердил заинтересованность Москвы в обеспечении транзита российского газа через Украину по истечении действующего контракта в том случае, если это будет экономически выгодно России. Такой транзит необходим минимум в течение 1-2 лет по завершении 2019 года, в конце которого истекает действующее соглашение с Украиной, поскольку «Северный поток-2», который должен заработать с 1 января 2020 года, вероятно, из-за американских санкций и позиции прогнувшейся перед Вашингтоном Дании будет сдан с небольшой задержкой.

К тому же он не сразу выйдет на полную мощность, и вместе с «Северным потоком-1» и «Турецким потоком» сможет лишь впритирку удовлетворять европейские потребности в газе. Для некоторых запрятанных в глубине Европы стран типа Словакии украинский транзит — в случае вменяемости расценок — всё равно будет оставаться более предпочтительным вариантом. К тому же по мере истощения собственных газовых месторождений потребности Европы в «голубом топливе» растут, а российский относительно дешёвый газ – потому что трубопроводный и поставляется напрямую, без посредников – имеет неоспоримое конкурентное преимущество над американским сжиженным.

С учётом строительства необходимой и дорогостоящей инфраструктуры для его приёма, вторичности европейского рынка для США, отсутствия у американцев необходимых объёмов газа для удовлетворения европейских нужд, его дороговизны, а также откровенно политического характера поставок (Вашингтон обожает вводить санкции даже против ближайших союзников, если ему что-то не нравится) у российского газа просто нет конкурентов. Без него реально может обойтись только Дания – небольшая, богатая и не имеющая серьёзной промышленности страна, сделавшая ставку на альтернативные источники энергии, что и объясняет поведение Копенгагена, идущего на поводу у США.

Зато ни Финляндия, ни Швеция, ни тем более Германия, имеющая одну из крупнейших экономик мира, несмотря на большое желание нравиться Вашингтону, просто не могут себе позволить такой подход. Они не выдержат конкурентной борьбы за место под солнцем без российского газа. И чем больше будет путей, по которым он сможет попадать в Европу, тем лучше для них.

Москва демонстрирует спокойствие и уверенность

В этом есть полное согласие между Москвой и её ключевыми европейскими партнёрами, что ещё раз подчеркнул Новак в Брюсселе: «Все заинтересованы, чтобы такой транзит был с 1 января 2020 года». Он имел в виду, что прекращение действия соглашения с Украиной о транзите не должно ничему помешать.

Новак

Министр энергетики России Александр Новак: Поставки российского газа в Европу происходят на коммерческой основе, «абсурдные» требования Украины неуместны. Фото: www.globallookpress.com

Российский министр, естественно, не против и нового соглашения, которое должны выработать «субъекты хозяйственной деятельности» — российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз», но для этого стороны вначале должны урегулировать инициированные Киевом судебные споры. Министр не скрывал, что суммы, заявленные по искам «Нафтогаза» к «Газпрому», «не имеют никакого отношения к существующей действительности» или вообще «абсурдны», и с этим надо кончать.

Чтобы обсуждать конкретные детали контракта (на транзит российского газа через Украину после 2019 года — прим. ред.), нам необходимо урегулировать те проблемы и судебные разбирательства, которые сегодня есть,

— указал российский министр, имея в виду симпатизирующий по понятным причинам Киеву Стокгольмский арбитраж.

«Это очень важный момент, потому что нужно восстановить баланс интересов, в первую очередь для того, чтобы дальше двигаться по обсуждению конкретных параметров. Есть возможность также продолжать обсуждение, например, мирового соглашения между двумя хозяйствующими субъектами», — отметил Новак. Он сообщил, что Москва и Киев договорились в мае провести министерские консультации по транзиту газа через Украину, намерены продолжить работу на экспертном уровне.

Если свести комментарии Новака к основным тезисам, то они таковы: новый контракт на транзит российского газа через Украину после 2019 года, если по нему удастся договориться с Киевом, должен быть для России коммерчески привлекательным, а маршрут — конкурентоспособным. Для сохранения украинского транзита Киев должен представить четкие правила работы своей газотранспортной системы, предложить конкурентоспособные тарифы.

Таким образом, слова Новака ничем не отличаются от того, что сказал по этому поводу президент России Владимир Путин в феврале 2018-го и январе 2019 года: Россия готова продолжать поставки газа через Украину, если это будет экономически целесообразно. В таком случае Россия и после полной загрузки «Северных потоков» и «Турецкого потока» может сохранить и определённый объём транзита российского газа по старому маршруту. Рентабельным или нет этот объём будет для Украины, Москву не касается, ведь она постоянно делает гадости России, где может.

Миллер

Глава «Газпрома» Алексей Миллер: Свыше 20% «Северного потока-2» уже построено, всё идет по графику. Фото: www.globallookpress.com

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, со своей стороны, констатировал, что риски газового транзита через Украину растут. Он также отчитался, что концерн построил уже более 20% «Северного потока-2», пропускная способность которого составит 55 млрд куб. м газа в год. Причём работы идут пока по графику. В 2018 году Россия экспортировала в Европу 87 млрд куб. м газа.

О чём можно «договориться» с американской колонией?

Комментарии украинских представителей — главы «Нафтогаза» Андрея Коболева и министра иностранных дел Павла Климкина — можно опустить. Украина – типичное несостоявшееся государство, у которого семь пятниц на неделе и которое намерено и дальше, причём в куда большей степени, чем сейчас, паразитировать на российском газовом транзите в Европу. К Киеву с его безумными исками к «Газпрому» на астрономические суммы, иногда успешными попытками с помощью пристрастных судов парализовать деятельность российского концерна в Европе нет и не может быть доверия.

В том числе и потому, что современная Украина – колония США, которую Вашингтон использует для ослабления России и Европы, срыва их энергетического сотрудничества, чтобы «подсадить» европейцев на свой ущербный сжиженный газ, а Россию сделать нищей страной и лишить Москву возможности проводить активную внешнюю политику. Можно о чём угодно «договориться» с Киевом. Но это совершенно не значит, что Украина будет соблюдать взятые на себя обязательства: когда украинским политикам что-нибудь ударит в голову или раздастся звонок из американского посольства, они немедленно «похоронят» любые договоренности.

ЕС: между желаемым и возможным

Остаётся сказать пару слов о позиции Евросоюза, которая тоже не изменилась и отличается от позиции Германии, главного бенефициара в Европе обоих «Северных потоков». Эта уникальная ситуация означает, что позицию ЕС Москва также может фактически игнорировать. Отказываясь учитывать законные экономические интересы России и стремясь повесить на Москву содержание враждебного России киевского режима, Брюссель пытается диктовать свои условия, как будто речь идёт о политическом, а не о коммерческом проекте.

Шефчович

Ответственный в ЕС за энергетику чиновник Марош Шефчович пытается выдвигать политические условия коммерческим проектам с участием России. Фото: www.globallookpress.com

Замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович «спустил» России и Украине основные параметры будущего соглашения о транзите газа на период после 2019 года, включая его продолжительность, объёмы и тарифы, предложил Москве и Киеву обсудить проект соглашения о транзите газа на срок более десяти лет:

Этот контракт должен соответствовать нормам ЕС, он должен быть долгосрочным — более десяти лет. Что касается объёмов, то это должны быть коммерчески состоятельные объёмы, которые позволят нам привлечь инвесторов к модернизации ГТС Украины.

Шефчович дополнительно выдвинул и некоторые другие «юридические и легальные требования».

Замглавы ЕК по энергетике был также вынужден признать, что «решение Стокгольмского арбитража, его исполнение и апелляционные процессы, которые рассматривались по-разному обеими сторонами, внесли дополнительные юридические сложности в обсуждение будущего контракта, поскольку ни одна из сторон не хотела вести переговоры таким образом, который бы ослабил их позиции…». В общем, несмотря на «требования», и этот деятель хорошо понимает, что желаемое и реальное — это совершенно разные вещи, что тыкать в лицо Москвы словами «должен» — занятие бесполезное, хотя по должности ему приходится этим заниматься.

Подводим итоги

Вышеизложенного вполне достаточно для того, чтобы сделать однозначный прогноз, чего следует ожидать на российско-европейском энергетическом фронте.

«Газпром» будет методично строить «Северный поток-2» и неспешно вести консультации и переговоры с Киевом по вопросам газового транзита, в том числе при участии Еврокомиссии. Поскольку заключение с невменяемым и недееспособным, несвободным в своём выборе Киевом нового комплексного и сложнейшего соглашения по транзиту газа просто невозможно, оно и не будет заключено. В том числе и потому, что такое соглашение просто не нужно. Ведь действующее предусматривает его автоматическое продление – до того момента, когда никакой нужды в нём уже не будет. Поскольку трубопроводные поставки газа из России вкупе с возможными закупками европейцами американского сжиженного газа покроют все мыслимые потребности европейских стран в «голубом топливе».

Желание Брюсселя навязать России свои представления о газовом сотрудничестве с помощью всяких там «энергопакетов» понятно, однако на данном этапе нереализуемо, поскольку супергосударством ЕС ещё не стал. Отказ же Германии под мощнейшим давлением США от реализации проекта маловероятен, потому что именно он является лакмусовой бумажкой, суверенная ФРГ страна или нет. И он также является гарантией конкурентоспособности немецкой промышленности. А это то, за счёт чего живет данная страна, почти лишённая полезных ископаемых.

Поэтому нам остается лишь немного подождать, когда «Северный поток-2» и «Турецкий поток» заработают. Тогда и занебесные амбиции Киева сойдут на нет, и с поумневшей Украиной можно будет нормально договориться на основе взаимной выгоды о сохранении небольшой части нынешнего российского газового транзита в Европу. А если американцы последнего не допустят, то и ладно. Не по своей вине убытки Россия нести не будет.

 

Источник →