Институт Национальной Памяти Польши выступил с протестом против опубликованных на сайте Российского Минобороны документов, указывающих на радость поляков от освобождения от фашистской оккупации. Речь идет о письмах и телеграммах, которые были опубликованы на сайте МО и которые указывают на однозначную реакцию польского населения и руководства той поры по поводу прихода советских войск в 1944 году.
Институт Национальной Памяти усмотрел в этом очередную «провокацию» и «односторонний подход». Документы, по мнению польских экспертов были «специально отобраны», чтобы сформировать «предвзятое мнение».
И далее там очередные пассажи на тему того, что «Сталин, как Гитлер», поляков обманули, и вообще, «советская оккупация» была ничуть не лучше. Сотрудники ИНП, правда, кокетливо оговариваются «для подавляющего большинства поляков Красная Армия принесла не освобождение, а новое, хотя, без сомнения, не сравнимое с немецкой оккупацией порабощение».
И далее, польские историки воспоминают про заключение пакта Молотова-Риббентропа, из-за которого Польша и оказалась в удручающем положении в годы Второй Мировой Войны.
Что касается пакта о ненападении, то с него, наверное, и стоит начать. А точнее, не с него, а с пакта Пилсудского — Гитлера, заключенного еще 26 января 1934 года. В общем, польское руководство того времени в своей извечной тяге к Европе, одним из первых побежало договариваться с Адольфом Элоизовичем. Правда, как-то не задалось.
Более того, договоренности между Рейхом и СССР по хронологии были заключены практически на самых поздних стадиях, как последняя мера предосторожности в плане военной агрессии Гитлера. Не сработало, конечно. Но если уж говорить о том, «какой ужасный пакт о ненападении», то нужно отметить, что заключение подобных договоренностей между европейскими государствами и Третьим Рейхом тогда было, что называется, «в тренде».
Больше того, если вспоминать не только многочисленные пакты о ненападении, а саму логику исторических процессов, то для поляков получается совсем обидно. «Наступает 1925 год, в который проходит Локарнская конференция.
Именно она и определила продвижение уже Третьего Рейха, в первую очередь на Восток. В частности, в Локарно Германия не только стала членом Лиги Наций, то есть полноценным и полноправным участником европейских, а то и мировых политических процессов. Помимо этого, были несколько пересмотрены условия версальских договоренностей.
Например, в том пункте, что Германия обязуется соблюдать территориальную целостность западноевропейских держав. Но о Восточной Европе все как-то забыли». И под Восточной Европой, уже в середине 20-х подразумевался не только Советский Союз. «Цивилизованные Европейцы» в целом на все эти «невнятные политические образования», примыкающие к совесткой границе смотрели скептически.
Полякам, понятное дело обидно. У них вообще чувство национальной гордости чешется давно и очень сильно. А в этой истории и подавно. Потому, что Польша не была субъектом политики того времени. Да, впрочем, и сейчас таковым не является, но это отдельный разговор.
Польша того времени даже не была «разменной территорией». Так, некоей землей на пути великих держав. И это то самое государство, которое не так давно по историческим меркам было империей, то самое, которое в Смутное Время умудрилось захватить аж целую Москву. Коней и собак, правда потом жрало в этой самой Москве, но это уж «издержки реальной истории».
Собственно, проблема для польского национального сознания здесь даже не в оккупации Рейхом и освобождении Совестк Союзом, а то, что и оккупировали «шляхту», и освобождали, особо не обращая внимания на их национальный гонор. И вот это, конечно, обижает больше всего.
А уж письма с благодарностью за освобождение — тем более. Как это, кого-то благодарить? Да еще и «кровавых красных варваров»? Да никогда такого не было, и вот опять…
Всё это было бы, честно говоря, очень смешно, если бы не один нюанс под названием современные реалии.
Сейчас Польша снова выбрала Запад, и всеми силами стремиться показать, что она — полноценное европейское государство. Ну, совсем, как Западная Еввропа, только на Востоке. Но, видимо, в польских элитах все же есть некоторое подозрение, что «белые цивилизованные европейцы» смотрят на Польшу как-то свысока. Невзирая на все заверения о равенстве и партнерстве. И если со стороны Польши будет хоть малейшее отклонение от курса по «российскому вопросу», то белые господа сдадут «Речь Посполитую» и даже не заметят. А потому, вот такая истерика и «вы всё врррёти» по поводу СССР.
Закончить же стоит вот чем. Институт Национальной Памяти Польши уже давно вещает на тему «тяжести под гнётом Советского Союза». Ну, Бог с ним, да, в СССР жизнь была сложной и режим был временами очень жестким, даже к союзным республикам. Но вот в чем тонкость — эта жизнь все же была.
А вот учитывая отношение нацистов к славянам, а поляки тоже славяне, как к низшей расе, для которой уготовано было два пути: рабство и последующее тотальное уничтожение, была бы эта жизнь в Польше если бы не «советская оккупация» — большой вопрос. И было бы кому сейчас писать гневные отповеди из института Национальной Памяти — вопрос не менее интересный.
Для тех, кто радовался приходу СССР в 1944 году такого вопроса, конечно не было. Судя по опубликованным документам, вот там у людей всё было совсем однозначно. Но, как видно, история мало кого и чему учит. А уж поляков — особенно.
https://www.politonline.ru/inte…