Стратегический железнодорожный ракетный комплекс способен прорвать любую систему ПРО
Российская оборонная промышленность готова к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» и 100-тонной тяжелой баллистической ракеты, заявил в интервью РИА «Новости» вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Единственным условием успешного реализации данного проекта является включение его в государственную программу вооружений на 2018−2025 годы.
Собственно, работы по разработке «Баргузина» уже идут полным ходом. Полтора года назад главком Ракетных войск стратегического назначения Сергей Каракаев сообщил, что на тот момент уже было завершено эскизное проектирование комплекса, и конструкторы приступили к разработке рабочей документации на агрегаты и системы «Баргузина».
Спустя год появилась информация об успешных бросковых испытаниях для разрабатываемого БЖРК. В ходе их был отработан выход ракеты из транспортного контейнера без включения маршевого двигателя и проверена штатная работа стартовых систем. По сведениям, полученным в оборонно-промышленном комплексе, БЖРК «Баргузин» будет полностью готов в следующем году, а летные испытания ракеты должны начаться в 2019 году.
Можно предположить, что с принятием на вооружение железнодорожного комплекса ситуация в РСВН вернется к состоянию 90-х годов, когда по железным дорогам Советского Союза, а затем России курсировали 12 спецсоставов «Молодец», в каждом из которых имелось по три МБР.
По заявлениям целого ряда представителей ОПК и Минобороны, новый БЖРК будет значительно превосходить советского предшественника по точности, дальности полета ракет и другим характеристикам, включая способность гарантированного преодоления современных и перспективных систем ПРО противника. Это позволит БЖРК «Баргузин», как минимум до 2040 года, находиться на боевом дежурстве.
Отличие старого и нового комплексов обусловлено не только тем, что спустя несколько десятилетий появились более совершенные технологии и компоненты. «Молодец» разрабатывался в Днепропетровске в КБ «Южное», «Баргузин» — в Московском институте теплотехнике, широко известном благодаря созданию МБР подвижного базирования «Тополь» и «Ярс».
С приходом нового комплекса в РСВН будет восстановлена трехвидовая группировка, в которую входят МБР шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.
США
Первыми реализацией идеи перевозки пусковых установок МБР по железной дороге занялись американцы. В 1960 было принято решение о создании 30 «ракетных поездов», каждый из которых перевозил бы 5 ракет. На первом этапе казалось, что решение этой задачи не будет трудоемким, поскольку планировалось использовать готовую ракету «Минитмен». При этом ракета была твердотопливной и не боялась тряски и вибраций, неизбежных на железной дороге. И с контактным проводом не надо было мудрить, поскольку составы должны были перемещаться по неэлектрифицированным дорогам.
Однако когда подсчитали затраты на разработку и производство тридцати БЖРК, то тут же, через два года, проект закрыли.
Американская оборонка предприняла еще одну попытку в 70-е-80-е годы, когда стало известно, что Советский Союз скоро выпустит на рельсы своих «Молодцов». На сей раз они продвинулись дальше. Были готовы мощные электровозы, несколько пусковых установок, замаскированных под обычные товарные вагоны. На них должны были устанавливаться МБР LGM-118, имевшие дальность в 9600 км и десять боеголовок индивидуального наведения мощностью 470 кт.
Был изготовлен опытный состав, который гоняли на полигоне железнодорожной техники два года, периодически выявляя и устраняя конструктивные недостатки. В 1991 году опытный состав был отправлен изготовителю для ремонта и радикальной модернизации. Но до испытательных запусков ракеты дело так и не дошло. В связи с распадом СССР и началом деградации бывшей советской армии проект Peacekeeper Rail Garrison закрыли.
СССР/Россия
Разработка БЖРК РТ-23УТТХ «Молодец» началась в середине 70-х годов в КБ «Южное». Параллельно создавалась твердотопливная трехступенчатая ракета 15Ж61, оснащенная десятью боеголовками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждая, и железнодорожный состав, включающий в себя пусковые установки и все необходимые службы, размещаемые в вагонах стандартного внешнего вида.
Это была пионерная работа, поскольку ни в стране, ни в мире не существовало аналогов. Поэтому лишь спустя полтора десятилетия, в 1989 году, первый поезд с тремя МБР заступил на боевое дежурство. Через 2 года количество таких спецсоставов было доведено до двенадцати.
«Молодец» представлял собой состав, который внешне ничем не отличался от обычного гражданского технического поезда. Три вагона были замаскированы под купейные вагоны, 14 — под рефрижераторы. К составу цеплялась цистерна под ГСМ. Поезд перемещали по железнодорожной сети три мощных тепловоза. Имевшиеся запасы всего необходимого позволяли «Молодцу» действовать полностью автономно 28 суток. Боевой расчет поезда состоял из 70 военнослужащих.
«Ракетный поезд» был спроектирован таким образом, чтобы сохранять боевые качества даже в случае ядерного взрыва, на который он должен был дать ответ. В 1991 году на полигоне Плесецк был проведен уникальный эксперимент по имитации ударной волны, возникающей при ядерном взрыве. На определенном расстоянии от «Молодца» была сооружена пирамида высотой в 20 метров, образованная вывезенными из Восточной Германии противотанковыми минами. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Непосредственно после взрыва пусковая установка «Молодца» отработала штатным образом.
Боевой старт ракеты должен был осуществляться следующим образом. Состав останавливался. Специальное устройство отводило в сторону и заземляло контактный провод. Пусковой контейнер занимал вертикальное положение, для чего с вагона сдвигалась крыша. После чего осуществлялся минометный старт ракеты — с выключенным двигателем она «выпихивалась» газами из контейнера на 20 метров в высоту. Далее ракета уводилась в сторону от поезда с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включался маршевый двигатель — во избежание повреждения факелом двигателя пусковой установки и железнодорожного пути. Запуск мог осуществляться с любой точки маршрута, поскольку в 80-е годы развитие инерциальных систем управления полетом допускало производить пуск ракеты, не привязываясь к конкретным стартовым координатам. От получения команды из Генштаба до пуска ракеты должно было уходить не более трех минут.
Комплексы «Молодец», несмотря на их актуальность и эффективность в качестве оружия сдерживания не прослужили и пяти лет. В 1991 году Вашингтон под девизом «снижения мировой ядерной угрозы» начал активно разоружать российскую армию. Половине БЖРК было запрещено выходить на маршрут, и они были вынуждены стоять в «депо», координаты которых были прекрасно известны за океаном. Вскоре второй половине поездов разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров.
В конце концов, по договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, Россия была обязана уничтожить ракеты РТ-23УТТХ. Как шахтного, так и железнодорожного базирования. Соответственно, были пущены «под нож» и сами уникальные поезда. 10 из них были утилизированы на Брянском ремонтном заводе. Два — переданы в музеи.
Как было сказано выше, «Баргузин» должен превзойти по характеристикам комплекс «Молодец». И если до заявления Дмитрия Рогозина мы могли приблизительно оценить этот «прирост», то теперь ситуация несколько затуманилась. Дело в том, что уже не один год говорят о том, что «Баргузин» будет оснащен ракетой «Ярс», которая с 2009 года находится на боевом дежурстве в составе мобильного (колесного) комплекса. И это вполне логично, поскольку Московский институт теплотехники, разрабатывающий новый БЖРК, является головным разработчиком всех твердотопливных ракет мобильного базирования, включая и «Ярс», а также его модификации «Ярс-М», только что принятой на вооружение. Еще МИТ создает МБР «Булава» для установки на стратегические подводные ракетоносцы. Однако «Булава» не вписывается в новый БЖРК, поскольку имеет меньшую дальность, чем ракета старого БЖРК.
Так вот, ракета «Ярс» весит 50 тонн. Рогозин же заявил о 100-тонной ракете. Можно предположить, что это оговорка — вице-премьер автоматически перекинул со старого комплекса ракету, весившую 105 тонн, на новый. В противном случае все разговоры о том, что в МИТ уже создают рабочие чертежи «Баргузина» и провели бросковые испытания ракеты, следует перечеркнуть. И перенести срок готовности нового БЖРК за пределы 2025 года. Да и нет сейчас таких денег, чтобы закладывать такие крутые виражи.
Так что в реальности мы имеем дело именно с «Ярсом». А он, действительно, способен улетать дальше, чем ракета РТ-23УТТХ: на 12 тыс. км вместо 10 тыс. км. Боевых блоков, правда, меньше — до 6 вместо 10. А суммарная мощность меньше почти в 3 раза. Однако боеголовки «Ярса» обладают повышенными возможностями преодоления систем ПРО за счет маневрирования (в ракетах КБ «Южное» такая возможность отсутствует), использования средств радиоэлектронной борьбы и ряда иных приемов.
К тому же облегчение веса ракеты дает три существенных преимущества. Во-первых, состав способен перевозить не 3, а 6 ракет. Во-вторых, для каждой из них может использоваться, условно говоря, стандартный вагон — со стандартной ходовой частью, не требующей компенсации повышенной нагрузки на рельсы. И, в-третьих, состав обслуживает один тепловоз, а не три, как это было в БЖРК «Молодец».