Фото: Телеканал «Царьград», www.globallookpress.com
Протоиерей Андрей Ткачев — об исторических нехристианских свидетельствах жизни Христа
АВТОР
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы как-то раз затронули тему анналов, различных источников исторических о Христе, но нехристианских. Ну понятно, христиане о Христе хорошо скажут. Что говорят о Христе другие люди? Сегодня мы вспомним об одном таком человеке, очень известном человеке в мире ученых — Таците.
У него в 15-й книге «Анналов» есть прямая ссылка на христиан, которые «расплодились» в Риме в огромном количестве уже при нем, во времена, непосредственно примыкающие к жизни апостолов Петра и Павла. То есть, собственно, в те же времена. И Тацит, разделяя мнения римского общества о том, что христиане — это человеконенавистники, отрицатели всех богов, поедатели младенцев и страшные развратники, совокупляющиеся в свальном грехе в своих тайных местах оргий, описывает прочие всякие гадости и, помимо прочего, описывает пожар Рима. Он приписывает его Нерону как раз в 15-й книге своих «Анналов». А также говорит, что Нерон, желая защититься от гнева толпы, свалил вину на христиан. Потому что этот безумный человек жалел, что Эней видел горение Трои, а он не видел. И он поджег Рим и со своей загородной виллы бряцал на арфе, воспевая Энеевы песни. Ну, это было чудовище во плоти — демон во плоти.
И далее Тацит с удовольствием, хотя с некоторым страхом, пишет о том, что мы нашли этих людей (христиан), носящих имя в честь некоего Христа, которого при Тиберии распял, осудил на крест Понтий Пилат. Нам нужно знать, что Господь родился при Августе, императоре Рима, а был распят при Тиберии. А при Нероне в Риме мученической смертью погибли Петр и Павел. Эти имена императоров нам должны быть известны. Тацит пишет, что у нас здесь в Риме огромное количество христиан — богатых, бедных, рабов, всяких.
Он ненавидит христиан, как римлян. Он говорит, что в Рим стекается всякая нечисть. В том числе стеклось множество христиан — людей, которые носят имя в честь того, которого распял когда-то Понтий Пилат при Тиберии. В общем-то, недавно. Вот этих-то людей Нерон сделал объектом перелива гнева народного на них для того, чтобы Нерона самого не казнила народная буйная толпа. И их одевал в шкуры зверей для того, чтобы рвали их дикие собаки на аренах. Их обливали смолой, поддевая за ребро, подвешивая на деревьях, чтобы в свете подожженных живых факелов, чтобы под их крики пировать. Этих людей убивали разными способами, которые превышают меру человеческого разумения. И это вызывает жалость к ним.
Пусть они — враги рода человеческого, пусть они веруют в того, в кого не веруем мы, пусть они отрицают наших богов. Но так уж поступать с ними нельзя. Это есть в отрывке «Анналов» Тацита. Ярко, точно, четко, черным по белому говорится, что при Нероне, при Петре и Павле в Риме было множество христиан, каждый из которых считал себя наследником веры того Иисуса, которого при Тиберии распял Понтий Пилат. Это несокрушимое, несмываемое, неуничтожаемое историческое свидетельство о силе, мощи христианства уже в первые десятилетия после Воскресения Господа Иисуса Христа.
Кому нужны доказательства — они есть у меня.