Защитим себя сами!

Китай на пороге перемен

Китай на пороге перемен

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Открывающийся 18 октября в Пекине XIX съезд Компартии Китая наметит пути развития страны на целую историческую перспективу, и это будет касаться не только 1,3 миллиарда китайцев, но и весь мир

 

АВТОР

Латышев Сергей

 

Как изменились времена! VI съезд Компартии Китая проходил в 1928 году в подмосковском селе Первомайское. На нем официально присутствовали 84 делегата и 34 кандидата в делегаты (в действительности, возможно, и меньше), представлявшие не более 25 тысяч членов партии – песчинку для «недвижного» и уже тогда гигантского по численности населения, нищего, влачившего полуколониальное существование Китая, у которых — даже несмотря на поддержку СССР, в том числе щедрую материальную, — не было, казалось, никаких шансов даже приблизиться к власти… В эту среду в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь в Пекине, столице первой экономики мира, откроется XIX съезд КПК, насчитывающей почти 90 миллионов членов. Их будут представлять на съезде 2287 делегатов от всех провинций, автономных районов, основных городов, партийных и государственных органов, промышленных предприятий, армии…

В течение недели эта политическая и управленческая элита Китая обсудит, как жить стране дальше. Съезд рассмотрит ситуацию в крупнейшей в мире политической партии, умело превращенной на основе древних конфуцианских традиций в эффективную корпорацию управленцев, действующую в условиях жесткого контроля надзорных органов, жестко карающих за коррупцию. Изберет новый состав Центрального комитета, Политбюро ЦК КПК. Обновит состав Постоянный комитета Политбюро – самую вершину пирамиды китайской власти. Сейчас на этом Олимпе семь могущественных фигур – их число может либо увеличиться, либо сократиться.

Си Цзиньпин – фактор стабильности и перемен

Съезд укрепит власть генерального секретаря ЦК КПК, лидера КНР 64-летнего Си Цзиньпина, большого друга России, имеющего особые отношения с президентом Владимиром Путиным. Эксперты убеждены, что в новый состав ПК Политбюро войдет также идеолог стратегического союза с Россией и ограничения американского вектора во внешней политике страны Ли Чжаньшу. По другим кандидатурам стопроцентной ясности нет. Считается, однако, что шансы попасть на китайский политический Олимп есть и у вице-премьера Госсовета Ван Яна, недавно награжденного российским Орденом Дружбы «за большой вклад в укрепление отношений».

Фото: Andy Wong/AP/TASS

Главной интригой съезда является, согласно традициям последних десятилетий, включение в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК двух деятелей моложе 57 лет, которых будут готовить в преемники главам партии и государства, а также правительства. Кто это будут и когда они станут продолжателями дела Си Цзиньпина, лидерами «шестого поколения» руководителей Китая, – полная неясность.

Почему надо менять курс

На съезде, как ожидается, будет выдвинут всеобъемлющий, стратегический и перспективный план развития страны, остро необходимый ей в связи с тем, что прежняя модель развития себя почти исчерпала. Для своего времени она была безальтернативной, единственно возможной: коммунистическая экономика советского типа была крайне неэффективна и не работала. Новый курс принес китайцам, вынужденным временно затянуть пояса и превратиться в чернорабочих мировой экономики, огромные дивиденды. Благодаря западным инвестициям и собственному упорному труду Китай покрылся современными заводами, фабриками, обслуживающими их научными центрами, чтобы завалить мир вначале весьма технологически несложной, а потом все более наукоемкой конкурентоспособной продукцией и обеспечить работой, накормить собственный народ. Теперь настало время подумать как о потребителях и о себе. Наступает, как заявляют в Пекине, «новый этап развития социализма с китайской спецификой».

Необходимость перемен диктуется замедлением экономического роста, неблагоприятными внешними факторами для страны, которая становится конкурентном ведущих экономически развитых стран мира в самых современных отраслях экономики и теперь должна переключить часть экспортного потенциала на удовлетворение внутренних нужд с целью дальнейшего повышения качества жизни китайского населения. Лучше работать на себя, чем на других. Тем более, что в новом качестве экономической супердержавы Китай неизбежно столкнется – уже сталкивается – и с протекционизмом, и с нечестной игрой. Это хорошо видно на примере США, столь ревниво относящихся при президенте Дональде Трампе к экономическим успехам Китая якобы за американский счет. Даже в Западной Европе китайцев не пускают в ключевые сферы экономики.

Поэтому, как предвидят китайские и международные эксперты, на съезде будут обозначены новая стратегия государственного управления, основные векторы экономического развития страны, отличительной чертой которого станет переход Китая к инновационному развитию, «зеленой» и «цифровой» экономике, курс на расширение внутреннего потребительского рынка, отказ от бешеных темпов роста ради повышения качества жизни. Так вместо вдохновляющих финансовых спекулянтов по всему миру процентов китайского экономического роста на первое место в качестве основного критерия успешности экономической политики страны и «новой нормальности» станет улучшение жизни «почтенных ста фамилий», то есть самого китайского народа. Этот переход придется осуществлять в условиях напряженной обстановки на международной арене и перед лицом серьезнейших экономических вызовов – не только со стороны стремящихся встать на путь реиндустриализации США, воспринимающих Китай как своего опасного конкурента, но и крайне нездоровой ситуации в мировой экономике в целом.

Без изменения ранее крайне успешной, но заводящей с некоторых пор в тупик экономической модели Китай не сможет успешно развиваться в ХХI веке. Фото:Сергей Савостьянов/ТАСС

Причем во многих отношениях новый курс это более серьезная и трудная задача, чем обеспечение максимальных темпов экономического роста, по которым Китай уже превзошли некоторые страны мира, пользуясь фактором дешевизны своей рабочей силы, и используя ту же экономическую модель и китайские инвестиций. Ширпотреб уже невыгодно производить в Китае, китайский рабочий зарабатывает теперь больше российского, хотя еще относительно недавно все было иначе.

Новый курс требует сильной власти

Для реализации нового курса Си Цзиньпину необходимо будет добиться на съезде дальнейшей консолидации власти, посадив своих людей на ключевые посты, но так, чтобы не сильно обидеть другие кланы, ведь Китай многоликая и очень большая страна, с массой региональных особенностей, которые необходимо учитывать. Существуют различные группировки в китайской власти, интересы которых необходимо утрясти и согласовать, подчинить единой цели. Среди них не только военные и представители умеренно-консервативного крыла партии, ориентирующиеся на Россию, но и более благосклонно относящиеся к США и соблазнам мировой экономики «шанхайцы» и так называемые «комсомольцы» во властных структурах. Если последних не контролировать и не держать в узде, то, кто знает, не повторит ли Китай однажды печальную судьбу СССР.

Коррупция не пройдет

Участники съезда, безусловно, постараются, чтобы этого не произошло, и поддержат лидера КНР Си Цзиньпина, объявившего жесточайшую войну коррупции, и в стране, и в партии, которая, прежде всего, и погубила СССР.

В течение пятилетнего срока пребывания Си Цзиньпина у власти дисциплинарные органы КПК рассмотрели более миллиона дел. Пожизненное заключение отбывает даже бывший член ПК Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкан — некогда покровитель «нефтяного лобби» в китайском истеблишменте. Накануне съезда список высокопоставленных коррупционеров пополнил и секретарь парткома Чунцина Сунь Чжэнцай, обвиняемый в «злоупотреблении должностными полномочиями, использовании их не по назначению для оказания влияния на тех или иных лиц в корыстных целях». Народ, естественно, поддерживает эти меры, включающие запрет на роскошь и красивую жизнь китайских чиновников с партбилетами за счет подношений предпринимателей. Какой прекрасный пример для подражания!

Китай – на перепутье

Иными словами, добившийся за последние десятилетия колоссальных успехов в различных областях Китай оказался у перекрестка, от которого условно идут две дороги. Одна – новая, через себя, в сторону России и через нее к остальному, готовому жить не по американской указке миру. Другая – старая. По-прежнему обслуживать разучившийся трудиться западный мир. Прежде всего, США, живущих в долг, хоть и печатающих деньги из воздуха, но способных обанкротиться в любую минуту, похоронив заодно под грудами произведенной, но непроданной китайской продукции и Китай.

У нас нет сомнений, какой из двух путей выберут китайцы. Тем более, что они, кажется, и так уже вполне определились на этот счет. Съезд, впрочем, покажет.