Украинские военные чиновники разглядели в зоне конфликта нашу группировку
На фото: главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос (Фото: facebook.com/MatiosAnatolii)
В Донбассе расквартирована российская военная группировка, равная по мощи армиям европейских стран — членов НАТО. Об этом в эфире телеканала «112 Украина», заявил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос.
По его словам, Россия поставила в республики сотни артиллерийских систем и танков. «Танки — 650 штук, боевые бронированные машины — 1310 штук, артиллерия различных калибров (в том числе крупнокалиберная, запрещенная минскими соглашениями) — почти 500 стволов, реактивные системы залпового огня — почти 260 единиц, зенитно-ракетные комплексы — до 100 единиц».
Кроме того, по данным Матиоса, на неконтролируемой Киевом территории Донбасса находится 11 тыс. россиян, три тысячи из которых — кадровые военные. «Российская Федерация на данный момент находится на Донбассе в количестве почти трех тысяч человек в составе двух батальонных тактических групп, одной ротной тактической группы, на вооружении которых кроме перечисленных выше единиц почти 200 танков, 400 боевых бронированных машин, 140 единиц артиллерии и новейшие образцы зенитно-ракетных комплексов», — уточнил он.
Напомним, схожие оценки представил президент Украины Петр Порошенко. «Наша разведка подтверждает — минимальный уровень регулярных войск России на оккупированной территории Донбасса — примерно 3 тысячи военных», — заявил он на встрече с министром обороны США Джеймсом Мэттисом.
Стоит отметить, что в начале сентября спикер Генштаба Вооруженных сил Украины Владислав Селезнев заявил о гораздо большем количестве российских военнослужащих на территории Донбасса. По его оценкам, до 6 тыс. российских военнослужащих находятся в Донбассе, при этом «кадровые российские военные постоянно прибывают на неподконтрольные Киеву территории, в том числе и в руководящие органы».
Москва неоднократно подчеркивала, что Россия не является стороной конфликта в Донбассе, который является исключительно внутриукраинским и не оказывает материальной, финансовой и другой помощи.
При этом сами киевские чиновники неоднократно признавали, что, несмотря на поддержку устойчивого убеждения о присутствии российских войск в Донбассе, никаких доказательств этому нет и не было.
В начале мая министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Георгий Тука официально признал невозможность подтвердить присутствие на территории Донбасса российских войск, отметив, что ни один международный суд в своих решениях не использует принятые на Украине клише о «российской оккупации», «российском вторжении» и т. п.
«Фразы „это все знают“ или „это и так всем известно“ там не принимается во внимание. Когда мы говорим, что там (в Донбассе — ред.) находятся 5−10 тысяч регулярных российских войск, то где доказательства? Оружие — да. А войска? ГРУшники (осужденные в 2016 году в Украине российские военнослужащие Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Евгений Ерофеев и Александр Александров. — ред.), которых мы обменяли — да. Но они, оказалось, формально были уволены. Хотя, кажется, нам всем все это известно. Но, с точки зрения формальности, в судебном деле — это не доказательство. Поэтому неопровержимые доказательства надо собирать по крупицам», — заявил тогда Тука в интервью изданию РБК-Украина.
На прямой вопрос журналиста издания, есть ли формально российские войска на востоке Украины, Тука ответил отрицательно: «Пока мы этого не доказали в судебном порядке».
Позже, в начале сентября генсек ОБСЕ Ламберто Заньер заявил о том, что специальная мониторинговая миссия (СММ) не может подтвердить присутствие в Донбассе российских войск:
По словам политолога, члена Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федора Бирюкова, единственная «национальная идея» киевских властей — это война с Россией.
— Киев ведет с Москвой холодную войну, но выдает ее за горячую, обвиняя РФ в военном вторжении. Поэтому очередные заявления главного военного прокурора Украины о наличии на Донбассе российской военной группировки адекватны тем целям, которые поставлены перед украинским режимом в целом. И главная цель здесь — убедить ЕС и НАТО в том, что именно Москва, а не Киев саботирует минские договоренности. Что именно Россия, а не Украина является стороной-агрессором в затянувшемся конфликте между Киевом и Донбассом.
«СП»: — Не слишком ли преувеличена «угроза»?
— Явно преувеличенное с точки зрения здравого смысла сравнение численности «русской группировки» с военной мощью НАТО объясняется элементарными законами пропаганды. Чтобы обратить внимание, надо преувеличивать любую проблему, любую опасность. Что и делает киевский режим на протяжении всего своего существования. Пропаганда не нуждается в доказательствах, тут важны эмоции, в данном случае — чувство страха перед мощью мифического «русского вторжения». Российские войска, как Гог и Магог, окопались на Донбассе и готовятся поработить всю Европу — таков сегодняшний месседж Киева своим западным кураторам. В сущности, нынешнее заявление Матиоса — это смесь воплей профессиональной плакальщицы с «бархатным» моральным террором. Украинские власти просят евробюрократов и натовцев усилить поддержку, одновременно запугивая их «русской угрозой». А «русская угроза» — это сегодня довольно популярный и удобный транснациональный мем. За всей этой официальной ложью нетрудно увидеть правду. Правда в том, что киевский режим просто не в состоянии найти выход из конфликта с Донбассом.
Территории ДНР и ЛНР доказали свою эффективность в плане отражения атак киевских боевиков, несмотря на все ловушки, так называемых перемирий. Но если Киев признает, что ничего не может поделать с Донбассом, он тем самым заявит о своем политическом крахе. Тогда как объяснить проблему и при этом сохранить лицо? И вот тут как раз годится «русская угроза». Официальный Киев привычно заводит шарманку: «Это русские, русские пришли, на помощь!» Надо признать, что в ЕС и НАТО любят этот попсовый жанр песен про «русскую угрозу», слушают с удовольствием и даже могут одобрительно похлопать исполнителю. Но вкладывать в Киев серьезные политические и финансовые ресурсы европейцы уже не торопятся. Слишком уж очевидна катастрофическая неэффективность нынешней киевской власти, фейковость неудачного и вредного для окружающих государства Украина в его современном состоянии.
— Обратите внимание, несколько месяцев украинская пропаганда рассказывала, как в Донбассе все разваливается, «боевики массово бегут», из-за чего у них разложение и некомплект. И тут вдруг — бац! — и там снова откуда ни возьмись появилась огромная «российская армия», которая заткнет за пояс НАТО, — отмечает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Откуда она там взялась за пару недель-то? С учений «Запад» перебросили втайне от всех, что ли?.. Конечно, пропагандисты в это не верят. Но когда приходит время клянчить деньги и оружие на Западе, какую ж ещё легенду озвучивать?
«СП»: — Не слишком ли неправдоподобно звучит? Если бы в Донбассе была бы такая мощь, разве война до сих пор продолжалась бы? Или в Киеве считают, что могут спокойно вешать всем на уши лапшу, что четвертый год успешно воюют едва ли не с самой сильной армией мира? Может, стоило бы отказаться от явного преувеличения?
— Не может украинская пропаганда без лжи. Киев привык ещё со времён «Майдана», что можно безнаказанно вешать лапшу на уши. Самое поразительное, что СМИ продолжают это все ретранслировать без всякого критического анализа, а на Украине ещё находится публика, которая верит в откровенные байки.
«СП»: — Киевские чиновники постоянно путаются в своих оценках присутствия российских войск в Донбассе, некоторые и вовсе прямо признают, что их там нет. Это самодеятельность отдельных чиновников? Почему нет строгой общей линии по этому поводу?
— Да там бывает порой так, что один и тот же чиновник в одной речи заявляет прямо противоположные тезисы. Дело не в противоречиях между ними. Дело в отсутствии здравого смысла…
«СП»: — На встрече с министром обороны США Джеймсом Мэттисом президент Украины Петр Порошенко также говорил о трех тысячах российских военных в Донбассе. Зачем? Он правда надеется убедить в этом Трампа? Все же, наверное, американская разведка тут работает лучше украинской, и глупо пытаться навязать Вашингтону свои непонятно откуда взятые данные…
— Да, американская разведка прекрасно знает, что российских войск в Донбассе нет. Подобные заявления делаются для публики, а не для Пентагона…
«СП»: — Недавно генсек ОБСЕ Ламберто Заньер заявил о том, что в Донбассе российских войск нет. Насколько в этом вопросе последовательны на Западе? Войск нет, а «агрессия» есть?
— Если американская пропаганда и Конгресс запросто находят следы «русской агрессии» даже в своей предвыборной кампании, то что уж говорить о военной кампании в Донбассе! Там хотя бы российские граждане есть! Этого пропагандистам достаточно.
— Кто такой Матиос чтобы делать такие заявления? Великий полководец в ранге гросс-адмирала без флота Тенюха-Крымского или генералиссимуса без армии Гелетея-Иловайского? Он хоть как-то способен оценить военную мощь противника на уровне профессионала? — задается вопросом заместитель главного редактора журнала «Новая земля» (г. Донецк, ДНР), постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии Александр Дмитриевский.
— Нет, он простой прокурор, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законности в украинской армии. И вместо того, чтобы выполнять то, что прописано в его должностных инструкциях, пан Матиос лезет в политику, и благодаря ему ВСУ превратились в авгиевы конюшни. Не зря же сказано, что Всевышний создал вора, а лукавый — прокурора: это как раз про Матиоса.
«СП»: — Украинские чиновники постоянно путаются в показаниях по поводу численности российских войск в Донбассе, некоторые и вовсе признают, что их там нет. Как объяснить такую неслаженность?
— Вот тем о объяснить, что российских войск в Донбассе нет. Ибо если бы они там были — не было бы разнобоя в оценках украинских чиновников.
«СП»: — Ополченцы ДНР и ЛНР неоднократно отмечали присутствие на украинской стороне не только инструкторов из стран Запада, но и наемников. Почему украинская сторона избегает разговоров на эту тему?
— Согласно ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола 1977 года к Женевским конвенциям наёмник от иностранных добровольцев отличается тем, что не входит в состав войск одной из конфликтующих сторон, а от иностранных военных специалистов, каковыми являются, в том числе, военные инструкторы и советники, тем, что не имеет соответствующих полномочий на уровне межгосударственных соглашений. То есть наёмник — это никто и звать его никак, которому чаще всего поручают самую грязную работу. Будет ли украинское государство распространяться об участии такой категории в карательной операции? Разумеется, нет.
«СП»: — В свое время Владимир Путин признавал, что в Донбассе есть люди, «которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе и в военной сфере». Насколько это можно воспринимать в качестве подтверждения присутствия России в Донбассе?
— Начнём с того, что наличие иностранных советников и прочих специалистов у любой из сторон в зоне конфликта не противоречит международному праву. Стороны имеют право просить помощь и имеют право её получать, поэтому спекуляции на тему российского присутствия в Донбассе лишены основания. Что же касается местного населения в Донбассе, то оно однозначно выступает за полноценное российское присутствие и за полноценное украинское отсутствие к востоку от условной линии Купянск — Изюм — Бердянск.
«СП»: — На Западе также говорят, что не располагают данными о присутствии российских войск, однако также свободно оперируют принятыми на Украине клише о «российской агрессии» и т. д. Как это понимать? Ну, в Киеве политики не совсем адекватны, зачем им уподобляться?
— Однажды было сказано, что чем наглее враньё, тем сильнее в него будут верить. Эту войну против Донбасса развязал Запад, и ему нужны оправдания для её продолжения. Поэтому и эксплуатируется миф о российской агрессии…