Защитим себя сами!

Ходорковский: Россияне, делайте запасы на тяжелые времена

 

Вслед за Алексеем Навальным, большое интервью популярному в Ютьюбе Юрию Дудю дал и Михаил Ходорковский. За почти полтора часа удалось обсудить и прошлое, и настоящее, и будущее — причем у Ходорковского нашлись критические слова и для Бориса Ельцина, и для Владимира Путина, и для Алексея Навального, и для себя самого.

 

 

Из интервью с Дудем можно, например, узнать, что Ходорковскому было приятно услышать «истории про то, как наши хакеры могли повлиять на выборы», хотя это и «не лезет ни в какие ворота» — «к нашим людям по-прежнему с технической точки зрения относятся с уважением». Самое большое впечатление на него произвела встреча с Людмилой Улицкой (при том что он «не большой фанат ее книг»): «у нее сильный логический ум». Сколько точно у него денег, основатель «Открытой России» не сказал, зато разоблачил некоторые, как он утверждает, мифы о своей биографии: он не заказывал убийства мэров и не предлагал США контроль над российским ядерным оружием.

Говоря о своем уголовном деле, Ходорковский сказал, что сознательно вернулся в Россию, даже ожидая, что его посадят, но при этом никак не ожидал, что проведет в тюрьме 10 лет — «Два, на крайняк четыре».

Интересные подробности бывший глава ЮКОСа рассказал о выборах 1996-го года. По его словам, решение поддержать Ельцина было фактически вынужденным — если бы «семибанкирщина» не проспонсировала его избирательную кампанию, Ельцин бы просто отменил выборы. «Ельцин в любом случае не отдал бы власть»: вариант победы Зюганова был исключен в любом случае.

Приватизацию 1990-х годов, в которой он и сам участвовал, Ходорковский назвал «непреднамеренным мошенничеством». Сама по себе она не была нечестной, но очень много людей просто не понимали, что это такое, а власти до них информацию об этих возможностях не довели, — утверждает Ходорковский и говорит: «Я осознаю свое участие в приватизации как проблему». При этом, в отличие от «друзей Путина», Ходорковский, по его словам, приносил бюджету России прибыль.

Самому Путину при встрече Ходорковский задал бы вопрос «Почему вы не уходите?» — и уверен, что честный ответ на это таков: «Боюсь».

Без восторга — и это, наверное, самый драматичный момент интервью — Ходорковский отозвался о президентской кампании Навального. Если бы Навальный выиграл выборы, то это «с одной стороны это вызвало бы радость, с другой стороны я бы точно сказал бы — Делайте склады на тяжелые времена», — сказал Ходорковский, пояснив, что при Навальном-президенте монопольный характер российской власти остался бы таким же, как и при Путине.. «Путь, который проходит вождь в нашей стране, всегда более-менее один». Ходорковский не против, чтобы Навальный прошел во власть, но в нее должны пройти и другие яркие лидеры, и в конце концов все должно завершиться переходом к парламентской республике. Вероятно, именно в ней реализуется мечта Ходорковского: «вернуться в Россию и ощущать там себя свободным человеком».