Фрагменты разрозненной информации соединились, открыв масштабную схему фальсификации президентских выборов, у которой, впрочем, есть несколько слабых мест.
Стать президентом с 5-7 % сторонников? «Невозможно!» — скажут в любой стране мира. А ведь действующий президент Украины Пётр Порошенко покидать свой пост не собирается.
О том, что предвыборный штаб Порошенко делает ставку на масштабные фальсификации, заявляют практически все участники выборов, а также многочисленные журналисты и общественные деятели. Впрочем, никаких сенсаций здесь нет: подготовка ведётся практически открыто.
Фактически, речь даже не об одной, а о нескольких взаимосвязанных схемах, которые в совокупности должны образовать систему, почти гарантирующую Порошенко успех (или, по крайней мере, оберегающую его от провала) вне зависимости от реальных предпочтений избирателей. Ключевых компонентов у этой схемы три. О них-то мы и поговорим.
Кит №1: подкуп избирателей, или Что такое «сетка»?
Вообще–то избирателей в Украине покупают, пожалуй, столько же, сколько здесь вообще проводятся выборы. Однако в этом году мы имеем дело с явлением, беспрецедентным в новейшей украинской политической истории — и по масштабам, и по оригинальной технологии, разработанной в штабе Порошенко.
Первый нюанс: если обычно подкуп голосов осуществляли за счёт средств самого кандидата или его спонсоров, на этот раз для этого используются бюджетные средства. Второй: в процесс подкупа избирателей активнейшим образом интегрированы органы государственной власти и местного самоуправления. Третий: каждое в отдельности действие в рамках скупки не является нарушением закона, а потому привлечь её организаторов и исполнителей к ответственности практически невозможно, даже если бы кто-то захотел это сделать. В некотором смысле нынешняя схема — апофеоз технологий подкупа, своего рода шедевр, который может по праву занять достойное место в учебниках по «чёрным» политтехнологиям. Вот как это работает.
На первом этапе необходимо «сформировать сетку» — проще говоря, список людей, чьи голоса будут пытаться купить. Ищут их среди наименее обеспеченных слоёв населения: пенсионеров, получателей субсидий, жителей сельской глубинки и тому подобных. Добыть списки таких людей с местами их проживания нетрудно, если ты — президент: они есть в собесах, «Ощадбанке» и на «Укрпочте», в отделениях которой получают деньги многие пенсионеры.
Далее надлежит понять, кто из этих людей за энную сумму готов поддержать Порошенко на президентских выборах. Для этого с начала 2019 года по украинским городам и сёлам массово разослали «волонтёров», проводящих некий «социологический опрос». На самом деле эти люди являются сотрудниками штабов Порошенко (не напрямую, а через фиктивные общественные организации). Анкета такого опроса одинакова во всех регионах Украины, а ключевой её особенностью является то, что каждому «участнику опроса» предлагается указать свои персональные данные, включая имя, фамилию, отчество, адрес проживания и контактные номера телефонов. Почему это важно, станет ясно позднее.
Добавим, что к такой работе активно привлекают работников бюджетной сферы: учителей, участковых врачей, сотрудников органов социального обеспечения. Обычно им делают «предложение, от которого нельзя отказаться» — их «убедительно просят помочь» старшие по службе. Впрочем, за свою работу они обычно получают вознаграждение: 1000 гривен за 50 заполненных опросных листов. Правда, в других случаях называют суммы и в 600, и даже в 400 гривен, а кое–где мобилизованные бюджетники работают и вовсе бесплатно. Вероятно, такой разброс объясняется банальной внутренней коррупцией: часть денег, выделенных «сверху» на оплату работы «волонтёров», попросту присваивается в штабах на местах.
Помимо бюджетников в «волонтёры» активно нанимают и просто желающих подзаработать: студентов, тех же пенсионеров и тому подобных. Заполненные анкеты отправляются в штабы, где их анализируют. Ключевое внимание уделяют отношению к Петру Порошенко и другим кандидатам.«Интересуют неопределившиеся или неуверенные в своём выборе, — рассказывает наш собеседник, имеющий непосредственное отношение к реализации схемы. — Если человек и так будет голосовать за Порошенко, то на него не нужно тратить ресурсы. Если же человек точно будет голосовать за кого–то другого, то его тоже отбрасывают. А вот если человек не определился со своим выбором или указывает, что может его изменить при тех или иных условиях, то вот это как раз–таки «наш клиент»».
Так формируется «сетка»: список людей, потенциально готовых пасть жертвой подкупа, с указанием их имён, фамилий и контактной информации. Дальше работают уже предметно с ними.
До сих пор всё абсолютно законно. Имеют право некие «волонтёры», пусть даже и связанные с одним из кандидатов в президенты, проводить некие опросы? Почему бы и нет! Единственный спорный момент: оплата труда «волонтёров», которых, конечно же, не оформляют официально и никаких налогов с их вознаграждений не платят. Но это, в конечном счёте, вопрос десятый.
«Сетка» и её «улов»
Как мы уже говорили выше, сам подкуп избирателей осуществляется за бюджетный счёт. А точнее — за счёт местных бюджетов городов и областей, а конкретнее — под видом материальной помощи отдельным категориям граждан. В Одесской области, к примеру, подкуп избирателей происходит под «крышей» программы Одесского облсовета «Социальная защита населения на 2018-2020 годы». В декабре минувшего года в эту программу, утверждённую ещё в 2017-м, внесли изменения, предусмотрев 90 миллионов гривен на «одноразовую материальную помощь отдельным категориям граждан». По официальной информации, любой человек, чьи доходы составляют менее 2500 тысяч в месяц, может написать заявление и получить материальную помощь в размере 1000 гривен. Подчеркнём: ни в 2017, ни в 2018 году деньги не выделялись. Не будут их давать и в 2020-м. Раздавать по 1000 гривен «нуждающимся» в облсовете решили лишь в 2019 году — за несколько месяцев до президентских выборов.
А самое удивительное, что такие же решения массово принимают местные советы по всей Украине, причём практически одновременно. Например, в Николаеве 21 декабря 2018 года в рамках программы «Турбота» на те же цели выделили 70 миллионов гривен. В Харьковской области 6 декабря предусмотрели для раздачи нуждающимся 50 миллионов. В Днепропетровской области речь идёт о 140 миллионах.
Деньги есть, теперь надо произвести сам подкуп. Делают это через колл–центры (в других случаях — напрямую через органы социального обеспечения). Отобранным на предыдущем этапе людям звонят и предлагают написать заявление на получение той самой материальной помощи в обмен на согласие поддержать Порошенко на предыдущих выборах. Это и есть ключевой во всей схеме момент подкупа.
Обычно заполненное заявление следует передать в органы социального обеспечения. Но их пропускная способность ограничена, так что исполнители зачастую «креативят»: к примеру, в Раздельной заявления принимают также в офисе горводоканала и местной спортивной школе.
Впрочем, надо оговориться: письменных обязательств голосовать за Порошенко никто не даёт. Не требуется (по крайней мере, автору этих строк ничего об этом не известно) и подтверждение правильного голосования в виде, например, фото заполненного бюллетеня из кабинки для голосования, как это часто делали в схемах подкупа раньше. Фактически, людям просто «верят на слово». Однако ни о каком легковерии речи тут не идёт: в основе лежит холодный расчёт, подтверждённый многолетним опытом. А он гласит, что пенсионеры — народ достаточно обязательный, и если уж пообещали, то сделают, особенно если всё это сопровождалось заполнением неких бумаг, подкреплённых личной подписью. Да и работают не наобум, а со специально отобранными, «перспективными» людьми. Ну а если какая–то небольшая часть из них и не выполнит свои обязательства, и часть денег будет потрачена в пустую — не беда: не свои же тратят, а бюджетные!
Правда, случаются и оплошности. К примеру, в Днепропетровской области информация о том, что городские и областные власти раздают практически всем желающим по тысяче гривен, распространилась в среде пенсионеров, и в итоге органы социального обеспечения оказались буквально завалены заявлениями на материальную помощь, и не от отобранных штабами людей, а от всех подряд. Аналогичные ситуации случались и в других регионах.
Впрочем, это лишь сложность, а не катастрофа. В конечном итоге все заявления всё равно сверят с «сеткой», «лишним» просто откажут — скажут, что деньги, мол, закончились. Именно для этого авторы опросов собирают персональные данные о месте проживания и тому подобном — чтобы точно знать, что это тот человек, а не, скажем, однофамилец.
По различным оценкам, скупка голосов с помощью вышеописанной схемы по выдаче нуждающимся «Петиной тысячи» может принести в копилку Порошенко порядка 2 миллионов голосов избирателей. Если учесть, что в прошлых выборах президента приняли участие около 18 миллионов граждан Украины, речь идёт о примерно 10-12 % голосов. В целом, этого должно хватить по крайней мере для того, чтобы пройти во второй тур, что без фальсификаций Порошенко не светило бы.
Кит №2: избирательные комиссии
В таком серьёзном деле, как фальсификация выборов президента Украины, было бы глупо рассчитывать всего лишь на одну технологию. А в штабе Порошенко откровенно глупых людей нет. Подстраховаться от различных неожиданностей решили вполне классическим способом: с помощью формирования лояльных избирательных комиссий.
Главный задел в этом плане осуществили ещё в прошлом году, когда сформировали состав Центральной избирательной комиссии. Формально она составлена из людей, делегированных всеми фракциями Верховной Рады, что должно обеспечить её беспристрастность. Однако фактический анализ показывает: значительная часть членов Центризбиркома на этих выборах находится под сильным влиянием штаба Порошенко.
К примеру, главу ЦИК Татьяну Слипачук связывают с замглавы Администрации президента Алексеем Филатовым. Заместителя главы ЦИК Сергей Радченко формально является представителем «Самопомичи», однако недавно журналист Сергей Дубинский опубликовал переписку нардепа от БПП Черненко, в которой Радченко упоминается в качестве человека, сотрудничающего со штабом Порошенко. Другой замглавы ЦИК, Олег Конопольский, и вовсе официально вошёл в состав комиссии по квоте БПП. Что же касается остальных членов ЦИК, то официально делегированы БПП близкий к Юрию Луценко Михаил Вербенский, Ольга Желтова, Светлана Кустовая, Ольга Лотюк и Виталий Плукар. Плюс вошедший в состав ЦИК в 2014 году по квоте УДАРа (сегодня входит в состав БПП) Олег Диденко. Итого — 8 из 16 членов ЦИК, уже половина.
А ведь есть ещё трое представителей «Народного фронта», в число которых входит и секретарь ЦИК Наталья Бернацкая. Своего кандидата в президенты «Народный фронт» решил не выдвигать, так что на поддержку этих людей (пусть и небезусловную) также могу рассчитывать в Администрации президента. Часто записывают «в колоду» Порошенко и делегата от «Видродження» Аллу Басаеву — благодаря близости к Порошенко главы этой депутатской группы Виталия Хомутынника.
Таким образом, можно констатировать: на выборах Порошенко может рассчитывать на лояльность как минимум 8, а как максимум — 12 из 16 членов комиссии.
Не меньшее (а то и большее) значение имеют окружные избирательные комиссии. Именно эти люди будут вводить результаты голосований на избирательных округах в компьютерную систему, которая затем уже будет определять результаты выборов.
Как известно, в 2019 году в президенты баллотируется 44 кандидата — рекордное для Украины число, почти вдвое больше обычного. К примеру, в выборах 2014 года участвовал 21 кандидат, в 2010 — 18, в 2004 — 23 и так далее. Разумеется, лишь небольшое число из этих 44 человек действительно лелеет надежду занять кресло президента. Зачем же баллотируются остальные?
Некоторые рассчитывают использовать президентскую избирательную кампанию как своего рода «первую серию» кампании по выборам в Верховную Раду, которые должны состояться этой осенью. Однако по крайней мере половина (а скорее, около 3/4) зарегистрированных кандидатов являются техническими. И их ключевая функция — как раз участие в формировании окружных избиркомов.
По закону каждый кандидат имеет право делегировать по одному своему представителю в каждую окружную избирательную комиссию. Настоящий это кандидат или технический — не имеет значения. Поэтому если желающий стать президентом кроме самого себя зарегистрирует ещё 3-4 технических кандидатов, в итоге он получит дополнительные 3-4 голоса в каждой комиссии.
Некоторые технические кандидаты могут и не представлять кого–то из реальных претендентов на пост, а сознательно подавать документы на участие в выборах, чтобы потом торговать местами в комиссиях. В рамках этого процесса за некую умеренную плату кандидат-«продавец» подаёт в качестве своих представителей в окружкомы тех, на кого укажет ему кандидат-«покупатель».
Иногда торговлей местами в комиссиях подрабатывают и реальные политики, не имеющие шансов победить на выборах и потому не слишком обеспокоенные тем, какие их результаты будут провозглашены. Причём речь может идти не только о деньгах, но и о неких политических договорённостях с участниками гонки: скажем, «я тебе помогу в комиссиях сейчас, а ты мне подсобишь на следующих выборах». Вариантов существует множество, а рынок торговли местами в окружкомах в Украине крайне развит.
Именно поэтому рекордное число кандидатов в президенты в 2019 году, по всей видимости, означает лишь то, что сейчас подобный торг будет идти особенно активно, а его результаты окажут определяющее влияние на то, кто будет назван следующим президентом Украины.
Штабы Порошенко, разумеется, участвуют в процессе самым активным образом. К примеру, по имеющейся у автора этих строк информации, в Одессе и Одесской области на действующего президента помимо непосредственно его людей будут, по всей видимости, работать члены окружкомов, представляющие Юлию Литвиненко, Романа Насирова, Владимира Петрова, Ольгу Богомолец, Виталия Скоцика, Александра Шевченко и других. С определённой вероятностью людьми Порошенко на поверку также могут оказаться представители мэра Львова Садового и главного «радикала» Олега Ляшко, а по некоторой информации, есть представители главы государства и среди делегированных в комиссии Анатолием Гриценко.
Справедливости ради, «коллекционирует» места в комиссиях не только Порошенко: так, на Тимошенко, вероятно, будут работать представители Николая Габера, а также некоторые «ляшковцы».
Впрочем, к вышеизложенной информации о том, кто кому на этих выборах техник, автор этих строк просит пока относиться с осторожностью, так как она требует проверки. Именно поэтому мы пока не публикуем конкретные фамилии «продажных» членов комиссий и номера избирательных округов, где им предстоит трудиться. Однако та информация, которой мы располагаем сейчас, позволяет предполагать, что в итоге в различных комиссиях окажется от 40 до 80 процентов людей, фактически представляющих действующего президента Украины.
Комиссионные игры
Что даёт кандидату контроль над окружной избирательной комиссией? Практически всё: сказано же, что важно не то, как голосуют, а то, как считают. В действительности уже достаточно давно фальсификации (а они были на всех выборах последних лет) производятся не на самих избирательных участках, а на этапе передачи протоколов результатов голосования в окружкомы. Работает это просто: с участка «выезжают» одни цифры, а до окружкома, где их вносят в электронную систему, доходят уже другие.
Для того чтобы это сработало, кандидат-фальсификатор должен иметь контроль над комиссией или её ключевыми членами: председателем, его замом и секретарём либо хотя бы двумя из трёх. Остальное — дело техники: к примеру, сделать так, чтобы в самый ответственный момент «лишних» членов комиссии не оказалось на рабочем месте. Для этого нередко используют метод затягивания подсчёта голосов, который позволяет попросту взять измором тех, кто может доставить проблемы. Именно поэтому слишком длительный (более суток) подсчёт голосов обычно является верным признаком того, что кто–то что–то «химичит».
Правда, для этого нужно контролировать не только окружную, но и участковые избирательные комиссии. Однако это тоже не должно стать особой проблемой, ведь формируются эти комиссии по тому же принципу. Как говорится, технические кандидаты спешат на помощь!
Но у того, кто контролирует комиссии, есть и ещё одна возможность: вообще заблокировать оглашение результатов выборов, если они его не устраивают. Практика показывает: оттянуть объявление неприятных новостей можно на вполне ощутимые сроки. К примеру, на местных выборах в пгт Таирово избирательная комиссия год (!) отказывалась регистрировать победителя выборов председателем поселкового совета. И «согласилась» лишь после того, как контролирующей её политсиле удалось добиться нужных уступок от победителя.
Вполне вероятно, что нечто подобное может ждать нас и в масштабах всей страны на президентских выборах. Благо, на целый год затягивать ничего и не нужно.
Кит №3: суды и срыв провозглашения результатов
Что даст Порошенко блокировка провозглашения результатов выборов? О, очень многое.
Специфика президентских выборов заключается в том, что у них только один победитель, и каждый кандидат (не считая техников) — сам за себя. Однако уже через полгода, осенью 2019-го, состоятся парламентские выборы, где всё немного сложнее: к примеру, политическая сила, выигравшая выборы «по голосам», может по факту оказаться проигравшей стороной из–за того, что получившие худший результат партии договорились между собой сформировать коалицию (именно так случилось, к примеру, на парламентских выборах 2006 года, когда победившая Партия регионов в итоге оказалась в оппозиции).
Увязав в один пакет президентские и парламентские выборы, Порошенко получает куда более широкое поле для торга с другими участниками политического процесса, включая, к примеру, Игоря Коломойского, с которым часто связывают действующего фаворита президентских выборов — Игоря Зеленского. Закулисные переговоры — одна из сильнейших сторон Порошенко. Именно поэтому в 2017-2018 годах он неоднократно пытался каким–то образом поменять местами парламентские и президентские выборы, чтобы в парламентскую кампанию войти в качестве действующего главы государства. Однако сделать это ему так и не удалось. Блокировка провозглашения результатов президентских выборов даст ему эту возможность.
Под каким предлогом будет заблокировано провозглашение результатов выборов? Да под каким угодно. К примеру, в штабе одной из оппозиционных политических сил автору этих строк сообщили, что в день голосования во втором туре президентских выборов ожидают массовых провокаций, хулиганских выходок и тому подобного, что в конечном итоге даст избирательным комиссиям повод провозгласить выборы на тех или иных участках такими, результат которых достоверно определить не представляется возможным. Либо же подобного будут добиваться от комиссий отдельные кандидаты (включая техников), буквально заваливая исками соответствующие суды. Сроки же рассмотрения таких исков могут быть самыми различными, причём существует масса способов растянуть эти рассмотрения почти на сколь угодно долгий период: заявлять отводы или самоотводы судей, «играться» с территориальной подсудностью, футболя дело из одного суда в другой. С учётом влияния, которое сегодня имеет на судебную систему Пётр Порошенко, невозможного здесь практически нет, и оглашение результатов выборов может продлится ровно столько, сколько это понадобится. А после достижения неких договорённостей обществу может быть предложен некий выход из «затянувшегося кризиса» — от простейшего варианта с «третьим туром президентских выборов», как в 2005 году (результат которого будет согласован со всеми участниками заранее) до внесения изменений в Конституцию и переноса выборов президента в парламент. В общем, политика — искусство возможного!
Бреши в броне
Описанная выше система почти не даёт кому-либо кроме действующего президента шансов на победу. «Дополнительные» 10-12 процентов голосов да «химия» в комиссиях, и это с учётом колоссального влияния на суды — почти полный залог успеха. Однако некоторые поводы для беспокойства у Администрации президента всё–таки имеются.
Первое слабое место — высокая вероятность «эксцессов исполнителя». Уже сегодня есть сигналы о том, что деньги, направляемые на организацию системы скупки избирателей и членов комиссий, банально разворовываются на местах. Но ещё больше, по слухам, у Порошенко опасаются того, что люди, играющие ключевую роль в готовящихся фальсификациях, втайне договариваются о таком же сотрудничестве с конкурентами Порошенко по избирательной гонке. И эти опасения не лишены оснований: уже сегодня многие представители Блока Порошенко в Одесской области успели протоптать тропинки в офисы других политсил, начиная от «Радикальной партии» Олега Ляшко и заканчивая главными противниками Порошенко — Юлией Тимошенко и Владимиром Зеленским.
К слову сказать, эмоции, которые в БПП испытывают по поводу последнего, иногда лучше всего описываются словом «паника». Последние опросы дают Зеленскому около 25-28 процентов голосов избирателей, а в некоторых регионах ему отдают предпочтение под 35 % тех, кто планирует принимать участие в выборах. Хуже того: рейтинг Зеленского продолжает расти, и кто знает, до каких величин он вырастет за оставшийся месяц?
Пропасть между Зеленским и Порошенко (ранее считавшаяся фаворитом Тимошенко как-то отошла на второй план, порошенковские «штабные» о ней не вспоминают) настолько велика, что даже скупкой голосов и другими манипуляциями её уже может не получиться перекрыть.
«Там (в Администрации Порошенко — прим. ред.) опасаются, что за Зеленского пойдёт такой вал, что остановить его будет попросту нечем», — сокрушается один из политтехнологов, близких к штабу Порошенко в Одесской области.
А все попытки заблокировать объявление результатов выборов могут дать лишь обратный эффект, обернувшись скачком популярности политсилы Зеленского «Слуга народа», и поражение на президентских выборах обернётся для Блока Порошенко ещё и крахом на парламентских, что лишь усугубит ситуацию.
Подобные сомнения и опасения лишь усиливают и без того серьёзные пораженческие настроения в команде Порошенко, что, в свою очередь, снижает эффективность работы построенной им системы.
Подытоживая вышесказанное, можно констатировать: шансы на то, что грядущей весной следующим президентом Украины будет объявлен именно Пётр Порошенко, есть, и они достаточно высоки. Однако предрешённым этот результат назвать пока нельзя, и интрига сохраняется.
Другое дело, что, к сожалению, симпатии и антипатии украинских избирателей являются в этой интриге фактором далеко не первой важности. Однако другой украинской политики у автора этих строк для вас, дорогие читатели, нет.
фото: timer-odessa.net
Юрий Ткачёв