Защитим себя сами!

Оккупированная культура России

СМИ с удовольствием растиражировали рев креативных «элитариев» Райкина-младшего и режиссера Звягинцева по поводу цензуры. Требования твАрцов понятны. Они желают получать от государства гранты за счет кармана налогоплательщика, снимать и ставить пьесы и фильмы против этого же государства и основной массы налогоплательщиков. История не нова. По сути учение Райкина-Звягинцева истинно потому что верно (как марксизм-ленинизм!) и является обычным требованием интеллигенции еще со времен царя Гороха. Свободы творчества они хотят, но, исключительно, для себя. Либералы-с, понимаешь.

 


Наш замечательный мыслитель Алексей Федорович Лосев писал в 1930 году (Очерки античного символизма и мифологии): «…Либерализм весь живет на счет известного политически-экономического и культурно-социального режима и в то же время систематически разрушает его. Конечно, в нем есть нечто новое и самостоятельное, почему он и называется таким именем; но главная его роль − разрушительная, несмотря на то, что либерал весь с головы до ног, и культурно, и экономически, и политически, выкормлен тем самым режимом, который он разрушает, и весь целиком стоит на плоскости этого режима… «Свободное искусство» диалектически необходимо отождествляется с либерализмом, и либерализм есть его социальная природа… Свободное искусство могло существовать только в эпохи развала того или иного культурно-социального режима, когда этот режим кормил революционеров, а революционеры, пользуясь его культурными и экономическими ресурсами, разрушали его и подготавливали революцию… Так было в Средние века, накануне возрожденческой революции; так было и при старом режиме в Европе, когда короли кормили просветителей и революционеров; так было в России, когда Толстой и всякие высокие и низкие «освободители», сами владея большим состоянием и привилегиями, помогали революционерам и подрубали дерево, на котором сами сидели. Но так не может быть в сильном и крепком режиме, не умирающем, но рассчитывающем на долгую жизнь. Всякую такую «свободу» в Средние века сжигали, а теперь расстреливают».

Лосев, безусловно, ерничает, но в целом говорит о вещах очень и очень серьезных. В России сейчас нет современной элиты в искусстве. Имеются лишь отдельные личности, созидающие действительно шедевры и пул «элитариев», который абсолютно импотентен в смысле оригинального творчества. Этот пул может производить обычную гадость и навязывать через СМИ ее потребителю информации. Так как своего слова сказать он не в состоянии, то пытается выскочить из штанов за счет отменной русофобии и всего иного, что оскорбляет человеческие чувства и нравственность. При чем пул старается оказаться вообще вне критики. Если, скажем, фильм оказывается бездарной поделкой, то он автоматически переводится в разряд «авторского» кино. Отмазка рисуется сама собою — толпа не понимает замысла твАрца. А там-то и понимать нечего, обычная галиматья, которую легко соорудит деревенский дурачок. Если, например, пьеса преизобилует «эротикой» и непристойностью, то она предлагается в качестве кушанья, которое употребит, причмокивая, поколение всеядных театралов (лишь бы имена на афишке пропечатаны были по громче!). И в первом, и втором случае происходит столкновение подлинно народного с либеральным искусством. Естественно, ежели кто-то начинает протестовать, то твАрцы возмущаются этим, обзывая протестующих «быдлом». Милые мои, вы всегда ратовали за гражданское общество, так вот почему вас возмущают граждане, желающие быть гражданами, а не винтиками в механизме потребления?..

Либеральное искусство может лишь разрушать. Патриотизм, любовь к своим ценностям, а не выдуманным «общечеловеческим» — первейшие объекты атаки для твАрцов. Радость и боль нации «элитариям» безразличны. Они походя оскверняют народные святыни и даже не замечают этого. Они живут в виртуальной России, отличающейся от реальной, так же, как дерьмо отличается от гречневой каши.

Но хуже другое! Господа-радетели «свободного» искусства, на самом деле не так уж и свободны, как жаждут казаться. Их идеалы проштампованы Западом, и они следуют всецело в кильватере евро-американской моды. Но Западная культура давно саморазрушается. Европа от Рубенса и Тициана перешагнула к Малевичу и мазне слоновьим хоботом («рисунки» животных на аукционах продаются рядом с великими произведениями искусства). И вслед за Константином Леонтьев хочется воскликнуть: «О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой все великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!»

Европа в начале XXI века способна порождать в искусстве только серость и убогость. Но «русские» твАрцы западоориентированы и, соответственно, дают тоже самое. И чувствуя свою беспомощность на ниве творчества требуют славословий и отсутствие критики в свою сторону. Все просто здесь — хочется иметь хлеб с маслом, а даже и на муку не заработали.

ТвАрцы напускают туману, рассуждая о своих мнимых бедствиях. Они оккупировали русскую культуру и не дают подняться всякому, кто пытается быть понятым и принятым народом. На помощь им спешат и блатной «шансон», и «авторское» кино. Крайности сходятся в одном — национальное и самобытное должно быть задавлено. И это одна из причин деградации российской культуры. Сеятели серости в России не спешат переехать на Запад, ибо там таких хватает и с переизбытком. Поэтому-то они регулярно и поплевывают на Православие и русский народ, периодически получая вспомоществования от американских и европейских «неправительственных» организаций.

Антонио Грамши, разработав теорию «гегемонии в культуре», отлично показал, как угробляется существующая культура в угоду «революционным» твАрцам. Оккупация культуры во сто крат опаснее оккупации территории, ведь даже партизанскую борьбу развернуть сложно. Обыватель привыкает к чужебесию и самобытность уже воспринимает, как нечто угрожающее его душевному комфорту. И невдомек ему, бедному, что за космополитизмом и «общечеловеческими» ценностями скрываются агрессивный западный национализм (как подметил М. О. Меньшиков) и чисто евро-американские расхристанные ценности. А добровольно поддаться оккупации культуры — значит открыть путь к смерти державы и лишить будущего детей и внуков.

Демарш Звягинцева Левиафанского и Труффальдино из «Сатирикона» — чепуха! Оккупированная культура — проблема более страшная. И об этом надо говорить и писать. И надеяться, что Россия проснется и выйдет из пелены тумана…

Алексей СОКОЛЬСКИЙ

via