Резкий пост Дмитрия Гудкова с призывом остановить строительство четырех мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Подмосковье вызвал резонанс в некоторых медиа вроде «Эха Москвы» и Радио Свобода.
Аргументы, на первый взгляд, серьезные. Но либерал не был бы либералом, если бы ради хайпа не слукавил.
А я расскажу всю правду.
Оппозиционер обильно цитирует экспертное заключение Общероссийского Гражданского форума, подготовленное, похоже, по собственной инициативе авторов. И дает ссылку на «короткий вариант» — экспертизу Общероссийского народного фронта, проведенную по просьбе правительства Московской области. Примечательно, что три эксперта ОНФ поставили свои подписи и под «длинным» документом.
Выводы в обоих вариантах совпадают: проекты четырех пилотных МСЗ, которые собрались строить в Подмосковье, экологически, мягко говоря, небезупречны. Эксперты призывают пересмотреть решение о сооружении заводов, учесть в проекте их замечания. Что, на мой взгляд, следует сделать.
Но вот как заканчивает пост Дмитрий Гудков:
Я не нагнетаю, я просто цитирую ученых. А они говорят о враге — самом настоящем враге. И патриотизм сейчас — бороться с этим врагом, потому что иначе мы после своей ранней смерти оставим детям-мутантам навсегда отравленные землю и воду.
Я, конечно, призадумался: неужели эти заводы вреднее свалки в Волоколамске, на которой в прошлом году попиарились вся наша бравая оппозиция? Оказывается, такой вопрос возник не только у меня, но и читателей Фейсбука Дмитрия Гудкова.
Yana Chadayeva. Как человек, который случайно наткнулся на информацию, пишу: из поста непонятны две ключевые вещи: 1) в чем призыв? Какое действие предполагается от читающих это людей. Вот они прочли, возмущены. Не хотят так. Что делать? Какие предложения? 2) неясно — в итоге те полигоны, которые есть сейчас, они чем-то лучше таких МСЗ? То, что есть сейчас — плохо, а то, что планируется — лучше / хуже / также? Если хуже, то насколько? И снова — какие предложения? Подача информации есть, но что с этой информацией делать — все рассеивается по ветру. Как и дым от заводов.
На главный вопрос Дмитрий не отвечает — невыгодно. Ведь полигоны однозначно хуже, причем, многократно. То есть, мусоросжигательные заводы, безусловно, паллиативное решение, но они все же на порядок прогрессивнее свалок.
На заглавной фотографии — мусороперерабатывающий завод в Швейцарии. Как видите, стоит рядом с жилыми домами, прямо к его забору примыкает фермерское поле. Однако у нас таких полностью безвредных заводов не будет. И Дмитрий Гудков об этом знает — в своем посте он приводит цитату из экспертного заключения:
В проекте, в отличие от широко разрекламированных МСЗ фирмы Hitachi-Zosen Inova, реализующих 5-6-ступенчатые системы очистки, предлагается дешевая и примитивная трехступенчатая система очистки с упором на активированный уголь, что не обеспечивает необходимую очистку дымовых выбросов.
А теперь — собственно о том, о чем наш экоактивист умалчивает.
Цена вопроса
В «длинном» докладе изложена цена вопроса, и это, пожалуй, самое главное во всей этой истории. При современной, «полигонной» технологии утилизации отходов мы платим примерно полторы тысячи рублей за тонну с человека. Если заработают те самые мусоросжигательные заводы, что предлагаются, — с «дешевой и примитивной трехступенчатой системой очистки», которой так возмущен Дмитрий Гудков, цена вырастет до 10-12 тысяч рублей.
Если же мы будем строить такие же заводы, как в Швейцарии, то стоимость нашего мусора составит «около одного доллара за один кг ТКО, что является характерной величиной для функционирования МСЗ от Hitachi-Zosen Inova с полноценными и дорогими по стоимости и обслуживанию системами очистки», как сказано в экспертном заключении. То есть, порядка 65 тысяч рублей с человека за тонну.
Не знаю как вы, а я понимаю, почему власти остановились на промежуточном, компромиссном варианте. Ну, не в состоянии мы платить за мусоропереработку столько, сколько платят швейцарцы. Для нас это пока безумные деньги.
Наш непримиримый борец за экологию, по-видимому, рассудил, что майдан он сможет организовать в любом случае.
Если оставить полигоны — хайп гарантирован: свалки не только воняют, но с точки зрения экологии это худший вариант утилизации мусора. Почва и вода уже заражены, фиксируется рост наследственных болезней и онкологии. Значит, тут и там будут вспыхивать всенародные бунты против запаха, и гудковы всех мастей будут в первых рядах за все хорошее против всего плохого.
Но и мусоросжигательные заводы с трехступенчатой системой очистки, которые однозначно решат проблему полигонов, хотя и небезупречны экологически, либералам тоже не по душе. Они уже разгоняют хайп и собирают подписи. А потом будут бросаться под бульдозеры и экскаваторы, как уже бывало.
Если же под давлением возмущенной общественности во главе с Дмитрием Гудковым власти дрогнут и примут решение строить самые чистые заводы, которые в богатых странах ставят иногда прямо в жилых кварталах, то экологические активисты мигом переобуются и постараются возглавить протест. Ибо против запредельных цен за утилизацию отходов станут бунтовать все поголовно.
Но теперь-то вы, надеюсь, понимаете, кто истинный инициатор «мусорных бунтов», по какому бы поводу они ни начались.
Скажу еще безапелляционнее: именно Дмитрий Гудков и его единомышленники, прикрываясь борьбой за экологию, стремятся кратно понизить уровень нашей жизни. Чем вызвать всенародный майдан, который снесет власть.
В этом и заключается правда.
Мусороперерабатывающий завод в Вене превратился в городскую достопримечательность. Но для нас это пока дорогое удовольствие.