Защитим себя сами!

Сектор газа

Сектор газа

 

2019 год для Калининградской области начался с исторических перемен.

Впервые с момента образования российского эксклава внутри ЕС наш «остров»  стал энергонезависимым. Владимир Путин торжественно подключил регион к сжиженному природному газу (СПГ), обозначив альтернативу трубному,  идущему по территории Литвы, власти которой открыто русофобствуют. Но так ли безупречна энергетическая автономность Калининграда? В ситуации разбирался обозреватель «Совершенно секретно».

История энергетической подневольности Калининградской области с бородой, причем весьма косматой. После развала Советского Союза до 95% электричества в регион поступало по сетям  через территорию ставшей независимой Литвы. Самодостаточной энергетики у Калининграда советского периода не было, если не считать  электростанцию на мазуте, построенную еще немцами в 1939 году. Собственная генерация заработала только в 2005 году, когда была построена  парогазовая Калининградская ТЭЦ-2.  Но газ туда для выработки электричества шел все равно через Литву, которая к тому времени все больше генерировала, извиняюсь за каламбур,  антироссийскую энергию. 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ 

«Магистральный газопровод на Калининград проходит через две страны, а это, безусловно, политические  риски,  –  рассказывает «Совершенно секретно» кандидат экономических наук Виталий Жданов, в начале  2000-х годов возглавлявший Главное  управление экономического развития администрации Калининградской  области.   – С Литвой все понятно, но и союзное государство Беларусь стало со временем тоже очень сложным  и слабо прогнозируемым партнером.  Российско-белорусские конфликты по  поводу цен на российскую нефть и газ  становятся традиционными аттракционами в программе мирового цирка.  Чтобы понять озабоченность федерального центра, следует напомнить,  что Совет безопасности Российской  Федерации провел три заседания   – в 1996, 2001 и 2016 годах, – посвященных комплексной безопасности Калининградской области, где энергобезопасность стояла во главе угла».

Ситуация накалилась в последние годы, когда Прибалтика начала готовиться к выходу из энергетического  кольца БРЭЛЛ (аббревиатура от названия пяти всем известных стран).  К тому времени официальный Вильнюс на государственном уровне отказался от услуг «Газпрома», предпочтя дорогостоящий американский СПГ. Да, за транзит голубого топлива в Калининград Литва получает от России «комиссионные»   – $11–12 млн, но, будем откровенны, это не такие уж большие деньги, как например, на Украине (достаточно сравнить объемы перевалки российского газа для Евросоюза и для Калининграда). И даже калининградским школьникам стало ясно, что рано или поздно злодейка-Литва может порвать единственную газовую нитку, на которой  держится вся энергобезопасность Калининградской области.

«Это означало бы мгновенную смерть энергетики и экономики Калининградской области, я уже не говорю о масштабных социально-политических деструктивных процессах,  – заявил «Совершенно секретно»  заслуженный работник Минтопэнерго России Юрий Злобин, руководивший в середине 2000-х годов Департаментом топливно-энергетического  комплекса правительства Калининградской области.   – Ведь не только подавляющее большинство региональных котельных питаются этим газом, но и построенные в 2018 году современные маневренные электростанции   – Талаховская, Маяковская и Прегольская (их в прошлом году также открывал Владимир Путин.  – Прим. ред.) – подключены к этой же самой литовской трубе. Литовской без кавычек, потому что газопровод в той части, что проложен по территории Литвы  – порядка 200 км, находится в полной собственности этого  государства». 

ВТОРОЙ ШТУРМ  МАРШАЛА ВАСИЛЕВСКОГО 

Проблему энергетического суверенитета эксклава Москва пыталась  решить в середине нулевых, начав строительство атомной станции. Но просчиталась. Дело в том, что Балтийская АЭС должна была выдавать энергию, втрое превышающую максимальное потребление Калининградской области. Излишки электроэнергии технологически невозможно хранить (разве что натурально греть  Балтийское море), а потенциальные потребили «калининградского электричества» из стран Евросоюза категорически отказались от услуг «Росатома». Ничего личного, просто  геополитика.

После неудачи с АЭС Москва предприняла другой альтернативный вариант накачки эксклава энергией  – поставки сжиженного природного газа морем. СПГ  – это тот же газ,  только глубоко охлажденный, отчего он ощутимо уменьшается в объемах, превращаясь в жидкость, которая, кстати, не горюча, не токсична  и не агрессивна. Специально для калининградцев в Южной Корее было построено единственное пока в России судно-регазификатор, который  назвали символично   – «Маршал Василевский», поскольку именно Александр Василевский командовал штурмом немецко-фашистской крепости Кёнигсберг в 1945 году. Стоимость проекта со всей инфраструктурой на берегу составила более 85 млрд рублей без учета стоимости  строительства подземного хранилища газа, которое еще продолжается  (для сравнения, в строительство Балтийской АЭС «закопали» порядка 55 млрд рублей, после чего стройку века забросили  – одни чины говорят, навсегда, другие  – временно. – Прим. ред.).

Во время церемонии запуска терминала глава «Газпрома» Алексей  Миллер на несколько минут отключил Калининград от поставок газа по трубе Литвы, что, по всей видимости, символизировало прорыв энергоблокады. Но этот эффектный пиар-ход вызвал тревогу в экспертном сообществе.

«Идея подключить Калининградскую область к сжиженному природному газу   – однозначно, положительная, потому что благодаря  регазификатору энергобезопасность эксклава повысилась, и это не обсуждаемая тема. Но в мелочах не все так  оптимистично, и сегодня прекращать  газовый транзит через Литву сродни катастрофе,  –  считает Юрий Злобин.  –  Дело в том, что первый рейс «Маршала Василевского» с сингапурским газом по цене $360 за 1000 куб. м, как и будущие поставки СПГ от пока неизвестных источников, для «Газпрома» заведомо убыточны. Во-первых, газ из Сингапура в 4,5 раза  дороже того газа, что мы получаем  сейчас. Что бы ни говорил наш президент в плане минимизации цены для калининградского потребителя,  столь дорогой газ в случае автономного энергетического плавания Калининградской области в прямом смысле нагнет региональную экономику. Вплоть до ее обрушения. Во-вторых, «Маршал Василевский» на сегодня единственный раз выступил  обычным судном-газовозом, пройдя  несколько тысяч миль   – почти половину земного шара!  – прежде чем добраться до Калининграда. А ведь это  уникальная установка, которая предназначена превращать сжиженный  газ в обычный, и гонять ее всякий  раз, используя как цистерну,  –  это не только экономически катастрофически невыгодно, но и технологически  просто глупо».

«Заправлять» калининградский эксклав СПГ следует, как во всем  мире  – к «Маршалу Василевскому», пришвартованному в защищенном от штормов пространстве побережья, должны подходить специальные суда-газовозы, которые перекачивают газ на «матку» и идут за  новой партией. «Но беда в том, что  у «Газпрома» на Балтике нет не только таких судов, но и завода по производству СПГ,  –  продолжает энергетик  Злобин.  – Еще лет 10 назад планировалось, что газ для нужд Калининградской области будет производить завод «Балтийский СПГ» в Ленинградской области на берегу Финского  залива. Но сегодня «Балтийский СПГ» существует лишь на бумаге».

Действительно, «Газпром» и Shell подписали договор о совместном участии в начальной фазе проекта «Балтийский СПГ» лишь в октябре 2018 года, и то документ называется витиевато  – «Рамочное соглашение о совместной разработке технической концепции проекта «Балтийский СПГ». Да, есть в России еще два завода по сжижению газа  – на Ямале и Сахалине. Насколько адекватно можно рассматривать вариант, что СПГ в Калининград повезут с предприятия «Сахалин-2», где газ полностью разбирается Японией и Южной Кореей?  Это колоссальный путь, ничем особо не отличающийся от того, что проделал «Маршал Василевский». Второй  вариант   – доставить СПГ с Ямала, но для этого, чтобы пройти Северный Ледовитый океан, надо задействовать судно-перевозчик СПГ ледового  класса (ледокол на Балтике!?). Оба  прожекта являются, по сути, экономическим сумасшествием, сродни «сингапурскому чудачеству».

Есть, конечно, альтернативный план поставок СПГ в Калининград  – с рынка Европы. Но с точки зрения российской политики, это полная капитуляция, поскольку сжиженный газ  в Евросоюзе   – преимущественно алжирский, катарский, норвежский, а сейчас будет еще и американский.  Одно время была информация, что «Газпром» обратился в Катар и Кувейт, которые также поставляют газ в Европу. Однако там мягко отказали,  уточнив, что графики поставок СПГ расписаны на десятилетия вперед, и втиснуть туда Калининградскую область невозможно. При этом в словах поставщиков с Ближнего Востока  есть лукавство, поскольку СПГ  – стандартизированный рыночный товар,  торгуемый на биржах, и поэтому капитаны газовозов часто получают команды об изменении пункта назначения прямо в океане, так как прошла сделка по перезачету и смене логистики. 

СЧИТАЕМ УБЫТКИ «ГАЗПРОМА» 

Несмотря на чудо-регазификатор, мы должны понимать, что риски работы в изолированной энергосистеме самого западного российского региона совсем не ушли. Прежде всего, всем калининградцам, особенно предпринимателям, надо знать,  сколько дней продержится эксклав, если транзит газа через Литву и Белоруссию будет прекращен. По расчетам специалистов, в летнем сезоне,  когда голубое топливо потребляется в основном только объектами энергетики, по возможностям выдачи  объемов газа из пока недостроенного подземного хранилища газа (ПХГ) Калининградская область продержится всего месяц. Зимой, когда газопотребление вырастает до 10 млн  куб. м в сутки, эксклав «проживет»  15–20 дней.

При этом надо учитывать, что число  промышленных предприятий в Калининградской области, стоящих в очереди на получение газа, неуклонно растет, как высокими темпами развивается и жилое строительство. По словам замдиректора Корпорации  развития Калининградской области  Олега Скворцова, сейчас потребности в ресурсах газа больше практически на 1 млрд куб. м в год. Еще цифры. Сегодня пропускная способность  газопровода, идущего через Литву,  достигает 2,5 млрд куб. м в год, и это  уже практически потолок для развития региона. Объективная же потребность в газе для Калининградской области составляет 3,5–4 млрд куб. м  в год. Одномоментно «Маршал Василевский» загружает 170 тыс. куб. м СПГ, что в пересчете на обычный газ составляет 100 млн куб. м. Плюс  есть подземное газохранилище, которое позволяет создать оперативный резерв газа до 156 млн куб. м. Итого регион обладает запасом всего  в 256 млн куб. м газа. Вот и считайте.  Очевидно, что дальнейшая автономная работа всей энергосистемы лишь на сжиженном газе без экстренного  строительства и увеличения емкости  ПХГ до намеченных 800 млн куб. м приведет к ограничению объемов поставок газа и росту его цены, с одновременным ограничением потребителей, включая и энергетику.

По мнению экономиста Виталия Жданова, отпускная цена на газ в Калининградской области   – «вопрос политический», поэтому повышения ожидать не стоит. «Розничные цены для потребителей на газ в Калининградской области, равно как и на электроэнергию, регулируются государством. И в Калининградской области  они должны ненамного отличаться от  других соседей по СЗФО. Компенсация же значительного перепада закупочных цен на газ для российского эксклава даже при переводе его на СПГ  будет размазана на всех потребителей  РФ»,  – полагает Жданов.

Однако не все так оптимистичны. Калининградский эксперт в сфере энергетики Сергей Шерстюк, возглавляющий Региональный центр общественного контроля, заявил «Совершенно секретно», что в настоящее  время доходы «Газпрома» падают,  эксперты отмечают значительную закредитованность этой организации,  поэтому для нее такие расходы обернутся серьезным убытком. «В федеральном бюджете тоже лишних денег нет, поэтому вероятна ситуация, когда разницу в стоимости газа между сегодняшними котировками на европейских газовых хабах и регулируемой ценой для внутренних потребителей, которая составляет порядка  $200, компенсируют за счет роста тарифов на природный газ для конечных потребителей не только нашей области, но, вероятно, и для всей России. Сейчас это кажется маловероятным, и есть поручение президента  федеральному правительству, чтобы  этого не произошло, но когда прекратятся поставки трубного газа, психологически этот шаг будет своеобразным оправданием для непопулярных  действий органов власти…»,  – считает  Шерстюк.

СУДНО «МАРШАЛ ВАСИЛЕВСКИЙ» НА СТРАЖЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ. ФОТО: FLOT.GAZPROM.RU

Он уточнил, что, по предварительным подсчетам экспертов, использование терминала СПГ обернется убытками порядка 27 млрд рублей в год  из-за разницы в ценах на сжиженный  газ и стоимостью газа в Калининградской области. «Сейчас уже появляются новые цифры  – далеко за 30 млрд рублей. Кроме того, никто не озвучивает, во что будет обходиться «Газпрому» содержание и эксплуатация терминала и хранилищ газа, когда они  находятся в резерве, но в полной готовности к переработке и поставкам  газа в систему газоснабжения области. Долго ли «Газпром» сможет терпеть такие убытки?»   – задается риторическим вопросом эксперт. 

ПОЧЕМУ НЕ ЗАДЕЙСТВОВАЛИ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК» 

Еще одна напасть теоретически может поджидать славный «Маршал Василевский». Представьте ситуацию,  что Калининградская область работает только на СПГ, который доставляют по Балтийскому морю, и тут вдруг  взбунтовались международные экологи. Дескать, танкеры загрязняют воду или еще как-то опасны для акватории Балтики, в общем угрожают бедняжке-салаке. Сказки, считаете?  Но мы уже имеем тревожный звоночек, связанный именно с «Маршалом Василевским». Дело в том, что в ноябре 2017 года, когда уже практически  готовое судно вышло на испытания,  вдруг взорвался один котлов-регазификаторов, поставленных японской компанией Mitsubishi. «Газпром  флот» отказался от ремонта котла,  потребовав от производителя его замены, отчего, кстати, были сдвинуты сроки ввода в эксплуатацию терминала. Но где гарантия, что подобное не случится еще раз уже в водах Балтики, что повлечет вселенский вой зеленых. Впрочем, пока экологи не видят серьезных экологических рисков при перемещении судна «Маршал Василевский».

«Согласно исследованиям Всемирного фонда дикой природы (WWF), во время морских перевозок СПГ в грузовых танках сжиженный газ испаряется, образуя отпарной газ, используемый в качестве судового топлива. Таким образом, танкеры на СПГ полностью соответствуют международным экологическим требованиям по содержанию вредных выбросов в выхлопных газах судов.  С точки зрения возможных техногенных аварий и катастроф судно также не должно представлять опасность  для окружающей среды, в том числе, Балтийского моря. Современная плавучая регазификационная установка на базе «Маршала Василевского» является современной и безопасной»,   – заявил «Совершенно секретно» председатель общественной экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов.

Еще один наивный вопрос, который мучит всех калининградцев  – почему Россия не сделала ответвления на Калининград от «Северного потока»?  Эта тема, помнится, даже звучала из уст высокопоставленных чиновников,  когда еще прокладывали по дну Балтики первый трубопровод. Сегодня строится «Северный поток-2», неужели нельзя врезаться в него для нужд Калининграда?

«В мире не существует подводных  ответвлений от газопроводов,  –  комментирует Юрий Злобин.  –  С точки зрения сопромата, это теоретически возможно, но в реальной практике подобных примеров и технологий нет. Представьте, идет судно-прокладчик, которое применительно к Балтике опускает трубу на глубину 200–300  метров. Процесс проходит по невообразимой параболе, длина которой  достигает несколько километров. Диаметр толстостенной трубы почти полтора метра, при этом конструкция нагружена бетонным саркофагом, чтобы море не вытолкнуло ее. На каждом  метре трубы  – по бетонному чехлу, весом 2,5 тонны каждый. Одновременно уложить на морское дно подобную  Т-образную конструкцию, пресловутую врезку, в таких условиях не пытался сделать никто в мире». В связи с изложенным эту на слух приятную для Калининградской области идею на будущее надо оставить.

В общем делаем вывод: государство с большими трудностями и задержкой политически и технически сделало достаточно много для решения  проблемы энергобезопасности Калининградской области. Компромиссного, окончательного ответа на вопрос  об экономике и очевидной неокупаемости всей этой спецоперации, по  всей видимости, пока нет ни в одной  государственной инстанции. Все это  текущий форс-мажор. К тому же еще  необходимо вернуть более 100 млрд  рублей, выделенных «Роснефтегазом»  на строительство в Калининградской  области новых электростанций.

Ясно одно   – большая игра на мировой шахматной доске продолжается, но «ферзь Путина», как любят называть в НАТО Калининградскую  область, сделал сильный ход, хотя до мата противной стороне еще достаточно далеко. 

 

#Метки: