Защитим себя сами!

Я боюсь

Один из профессоров МГИМО, Валерий Соловей, которого я уже однажды цитировал, предрекает нам масштабный политический кризис уже в конце года. Но он спокоен: «Я не верю в то, что в России будет гражданская война — это страшилка.

 

Я не верю, что результатом кризиса станет распад России — это пропагандистский бред. Я не верю в то, что здесь будет, как на Украине, — и этого тоже не будет. Финальная стадия кризиса пройдет довольно быстро, и ее результатом станет улучшение жизни».

Человек по определению неглупый, Валерий Соловей удивительным образом кличет беду и всячески поощряет бунт.

Это он оставил в своем Фейсбуке 13 декабря прошлого года короткую запись: «Реакция моего корреспондента, человека весьма взвешенного и верующего, на сообщение «Левада-центра» о росте числа готовых лично участвовать в массовых акциях протеста в четыре раза, до 30 %: «Они думают: люди — наша новая нефть. А будет им: люди — коктейль Молотова».

А 9 января написал с явным с сожалением: «Возможная передача двух Курильских островов Японии станет роковым ударом по электорату власти. Здесь даже самые лояльные возопиют. Пенсионная реформа разрушила социальный контракт народа и власти. Передача островов разрушит патриотический контракт. Но при этом никаких протестов не будет».

По его мнению, чтобы мы стали жить лучше, нужно изменить / отменить всего пару законов. И этот легкомысленный подход к государственному управлению меня удручает. Как историк профессор не может не знать, что с таких лозунгов, простых и ясных для понимания масс, начинаются грандиозные события, остановить которые ни он сам, ни кто-либо другой не сможет.

Я боюсь, что он может оказаться прав, и нас действительно ждет масштабный политический кризис. Неважно, в каком году — дело не в сроках. Дело в том, что его, как манны небесной, ждут многие — и такие, в общем-то, вроде бы безобидные «представители профессорско-преподавательского состава», как Валерий Соловей, и беглые олигархи, и политические авантюристы всех мастей, и наши геополитические конкуренты. И при появлении малейших признаков все они начнут его разгонять в Фейсбуках и Твиттерах.

В отличие от профессора, я боюсь, что «пропагандистский бред» и те «страшилки», от которых он отмахиваются, станут явью. То есть, начнется гражданская война, и Россия в результате потрясений исчезнет как государство, потому что расползется по швам, сшитым на скорую руку буквально в последний момент. Соглашусь, пожалуй, только с его верой в то, что у нас не будет, как на Украине. Будет гораздо хуже.

Вообще, вопрос веры почему-то стал основополагающим при рассуждениях о последствиях «масштабного политического кризиса». Хорошо помню коротенькое интервью с парнишкой, год с небольшим назад оказавшимся на Манежке по зову Вячеслава Мальцева. Он ответил корреспонденту вопросом на вопрос: «А почему вы думаете, что у нас будет, как на Украине? А вдруг у нас будет, как в Южной Корее — народ вышел на улицы и поменял президента. Все было спокойно».

Я боюсь, что тот парнишка, Валерий Соловей, а также все, кто по тем или иным причинам недоволен властью, готовы в любой момент начать очередной эксперимент над страной. А вдруг получится не так, как сто лет назад?

А вот я боюсь, что не получится. И кто из нас прав, может показать только практика как критерий истины. И они, эти разночинцы, гимназисты, гувернантки вместе с некоторыми представителями действующей власти, готовы в любой момент приколоть к груди красный бант и начать бунт, потому что им очень любопытно, что случится дальше. Чисто научный подход.

Мы, государственники, предупреждаем: если смешать два объема водорода и один объем кислорода, а потом поджечь, будет большой бабах. Они отвечают: а вдруг нет? А умный и хорошо информированный Валерий Соловьев добавляет: я не верю, что кто-то додумается поднести спичку.

Ну вот как ему объяснить, что социальные потрясения — это вообще не вопрос веры. Что нормальный человек делает все, чтобы их избежать, потому что вполне обоснованно боится, что все может пойти вразнос. И встает в стойку, как только слышит пусть даже тихий и вроде бы незаметный призыв к протестам. Особенно от человека, который имеет возможность ежедневно воздействовать на молодые неокрепшие умы.

Когда-то булыжник был оружием пролетариата, и его хватило, чтобы развалить страну и уничтожить в гражданской войне по меньшей мере десять миллионов человек. Сегодня ему на смену пришел коктейль Молотова, хотя суть от смены подручного средства борьбы с «режимом» не изменилась. Боюсь, что если не сопротивляться разного рода борцам за все хорошее против всего плохого уже сейчас, результат будет тем же.

Но Валерий Соловьев, если случится худшее, будет не виноват. Он всего-то хотел изменить пару законов. А оно вон как вышло.

#Метки: , , ,